Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2017 №3

Название статьи Тихон Задонский и Достоевский: проблема нравственного воспитания в рассказе кн. Мышкина о Мари и детях
Авторы Наохито С.
Серия Русская филология
Страницы 92 - 102
Аннотация Создание образа «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот» сопровождалось вниманием писателя к вопросу о нравственном воздействии такого человека на окружающих и на характере их ответной реакции. Двойственность характера князя Мышкина (особого человека - самозванца) была намечена романистом в первой части (тема игумена Пафнутия), она была ослаблена в рассказе о Мари и детях и связана с темой учительства (кн. Мышкин взял на себя роль учителя). В этом рассказе романист поставил вопрос о характере взаимодействия учителя, несущего слова истины, с миром людей. Важную роль в процессе осмысления этого вопроса сыграли жизнеописание и сочинения св. Тихона Задонского, которые стали одним из важных источников швейцарского рассказа князя Мышкина о Мари и детях. Цель воспитания детей и предмет постижения (христианская нравственность), уникальные особенности духовного мира детей, тема воспитателей (родители, пастыри Церкви, учителя) и процесс воспитания - область сближения между сочинениями св. Тихона Задонского и рассказом о Мари и детях в романе «Идиот».
Ключевые слова Достоевский, «Идиот», Тихон Задонский, мотив учительства, мотив самозванства, нравственное воспитание
Индекс УДК 821.161.1.
DOI 10.18384/2310-7278-2017-3-92-102
Список цитируемой литературы 1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990.
2. Святитель Тихон Задонский. Полное собрание сочинений: в 5 т. М., 2003. ЛИТЕРАТУРА:
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979. 320 с.
4. Буданова Н.Ф. И свет во тьме светит.. (к характеристике мировоззрения и творчества позднего Достоевского). СПб., 2011. 408 с.
5. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. 880 с.
6. Иванов А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского: дис. … канд. филол. наук. Елец, 2000. 134 с.
7. Карпачёва Т.С. Сотеология свт. Тихона Задонского и Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский в диалоге культур: Материалы международной научной конференции 25-29 августа 2009 г. / Сост. В. А. Викторович. Коломна, 2009. С. 43-45.
8. Карпачёва Т.С. Пасхальность творчества свт. Тихона Задонского и Ф.М. Достоевского // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 84. С. 31-34.
9. Комарович В.Л. Die Urgestalt der Brüder Karamasoff. München, 1928. 618 s.
10. Крапивин Г.Н. К чему руку приложил игумен Пафнутий? // Русская литература. 2014. № 4. С. 145-151.
11. Лапицкая Т.А., Фридлендер Г.М. Житие великого грешника // Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1974. Т. 9. С. 499-524.
12. Левина Л.А. Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский и мировая культура. Альманах № 2. СПб., 1994. С. 343-368.
13. Натарзан Е.В. Житийные мотивы в творчестве Достоевского. : дис.. канд. филол. наук. Новосибирск, 2000. 190 с.
14. Плетнёв Р.В. Сердцем мудрые - о «старцах» у Достоевского // О Достоевском: сб. статей / под ред. А.Л. Бёма. Сб. 2. Прага, 1933. С. 73-92.
15. Тарасова Н.А. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского (1876-1877): критика текста. М., 2011. 392 с.
16. Тихомиров Б.Н. «Житие великого грешника» / Достоевский. Сочинения, письма, документы. Словарь - справочник / под ред. Г.К. Щенникова и Б.Н. Тихомирова. СПб., 2008. С. 291-298.
17. Фомичёв С.А. Рыцарь бедный в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Пушкинская перспектива. М., 2007. С. 271-279.
18. Чичерин А.В. Ранние предшественники Достоевского // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 355-365.
19. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992. 256 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 13

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.