Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2016 №3

Название статьи ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ КОНЦЕПТА «ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» И ЕЁ ВЕРБАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Авторы Гусева А.Е., Шабанова В.П.
Серия Лингвистика
Страницы 160 - 168
Аннотация В статье рассматривается проблема структурной организации одного из наиболее антропоцентрически ориентированных концептов - концепта «поведение человека» через призму соответствующего лексико-фразеологического поля. Разработана оригинальная лингвокогнитивная модель концепта, структурирующаяся на два макрополя и тридцать микрополей, отражающих различные аспекты поведения человека. Наполненность модели языковыми средствами иллюстрируется на материале современного немецкого языка.
Ключевые слова концепт, лексико-фразеологическое поле, поведение человека, макрополе, микрополе, лингвокогнитивная модель
Индекс УДК 8; 81:811, 12.2
DOI 10.18384/2310-712X-2016-3-160-168
Список цитируемой литературы 1. Арутюнян В.С. Лексико-фразеологическое поле «Драматический театр» в синхронии и диахронии (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2010. 20 с.
2. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. Стернина И.А. Воронеж: Воронеж. Гос. ун-т, 2001. С. 25-36.
3. Вапник (Гусева) Н.А. Сравнительный концептуально-количественный анализ фразеологизмов лексико-фразеологического поля «Трудовая деятельность человека» (на материале английского, немецкого и русского языков) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2013. № 3. с. 76-82.
4. Волнакова М.В. Лексико-фразеологические поля в современном немецком языке: лингвокогнитивный и лексикографический аспекты (на примере лексико-фразеологических полей «зрительная деятельность» и «слуховая деятельность»): автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2011. 20 с.
5. Гусева А.Е. Лингвокогнитивное моделирование лексико-фразеологических полей (на материале немецкого и русского языков). Saarbrücken (Germany): Palmarium Academic Publishing, 2012. 292 с.
6. Гусева А.Е. Основы лингвокогнитивного моделирования лексико-фразеологических полей в немецком и русском языках (монография). М.: Изд-во МГОУ, 2007. 362 с.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
8. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ в. Опыт па-радигмального анализа // Язык и наука конца 20 в. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. С. 144-238.
9. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 272 с.
10. Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 382 с.
11. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.
12. Сосновский Б.А. Психология: учебник для педагогических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2005. 660 с.
13. Райхштейн А.Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1980. 141 с.
14. Харитонова Е.Ю. Лексикографическое описание лексико-фразеологического поля «Черты характера человека» (на материале современного немецкого языка): автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2005. 20 с.
15. Шабанова В.П. Лингвокогнитивное моделирование и лексикографическое описание лексико-фразеологического поля «Проявление эмоций» (на материале современного немецкого языка): автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 2004. 21 с
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.