Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2016 №4
Название статьи | СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ |
Авторы | Локалова Н.П., Дрегнина А.М. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 15 - 30 |
Аннотация | На подростках (7 класс) и старших школьниках (10 класс) изучались изменения взаимосвязей интеллектуальной и личностной сфер в результате осуществления целенаправленного и систематического когнитивного развития. Показано, что главным фактором, имплицитно содержащимся в полученных матрицах интеркорреляций, в конце исследовательского периода выступает в группе школьников экспериментальных классов интеллектуально-личностное благополучие, а у их сверстников из контрольных классов - аффективно-эмоциональный фактор. |
Ключевые слова | когнитивная сфера, аффективно-эмоциональная сфера, мотивационная сфера, целенаправленное когнитивное развитие, межфункциональная корреляционная структура, факторный анализ |
Индекс УДК | 159.9 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2016-4-15-30 |
Список цитируемой литературы | 1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: материалы советско-финского симпозиума. М., 1986. С. 98-130. 2. Акимова Н., Лебедева Л. Водятся ли черти в тихом омуте, или Как узнать, насколько агрессивен ребёнок?// Школьный психолог. 2000. № 31. С. 8-9. 3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 260 с. 4. Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 101-111. 5. Выготский Л.С. Лекция 4. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Психология. М., 2002. С. 792-806. 6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2008. 368 с. 7. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. 21 с. 8. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2005. 23 с. 9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2007. 464 с. 10. Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школах-гимназиях / В.Г. Каменская и др.// Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 38-51. 11. Леонтьев А.Н. Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты // Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М., 2007. С. 461-469. 12. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе. М., 2001. 128 с. 13. Локалова Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 40-52. 14. Лубовский Д.В. Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 1998. С. 57-58. 15. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учеб.-методич. пособие. М., 1999. 28 с. 16. Макклеланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с. 17. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных особенностей умственного развития тревожных и импульсивных детей 6-8 лет: автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2000. 21 с. 18. Некрасова Е.В. Особенности взаимосвязей субъективной оценки межличностных отношений и уровня когнитивного развития // Психология образования: Психологическое обеспечение новой школы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, М., 27-29 января 2010 г. М., 2010. С. 344-345. 19. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 169-174. 20. Патрина К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 111-117. 21. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002. 694 с. 22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304 с. 23. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов / отв. ред. К.М. Гуревич, И.В. Дубровина. М., 1990. 210 с. 24. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Е.С. Романова и др. М., 1990. 150 с. 25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с. ISSN 2072-8514 ) Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки ( 2016 / № 4 26. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993. 25 с. 27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с. 28. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб., 2002.272 с. 29. Чаркова М.Н. Мотивационный фактор когнитивного развития личности: автореф. дисс.…докт. психол. наук. Пермь, 2002. 36 с. 30. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. СПб., 2007. 448 с. 31. Шишкина И.А. Особенности самоотношения и восприятия других людей подростками с разным уровнем интеллекта // Психологические исследования интеллекта и творчества: материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010 г. М., 2010. С. 269-271. 32. Шмидт В.Р. Взаимосвязь самоотношения и умственного развития учащихся 1-2 класса: автореф. дисс..канд. психол. наук. М., 1998. 24 с. |