Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2019 №3
Название статьи | ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
Авторы | Ильин В.В., Шаура Е.К. |
Серия | Философские науки |
Страницы | 155 - 164 |
Аннотация | В основу статьи легло обоснование тезиса о том, что история и есть придание смысла бессмысленному в прогрессивном воплощении свободы в движении от природного к культурному, от натурального к гуманитарному. В результате исследования сделан вывод, что конкурентное преимущество человеческой надорганики сопоставительно с дочеловеческой органикой - созидание нематериального наследия через инновационное самоопределение, творчество. Фигура «самоопределение через свободу» влечёт мотивационное понимание человека, отменяет однолучевой, провиденциалистский взгляд на него как предмет судьбы. Судьба есть совокупность могущего состояться с человеком и только с ним. Но именно последнюю (совокупность) в приверженности к свободе мы создаём сами. На основе системного подхода удалось выявить суть человеческой свободы, заключающуюся в творческом выборе, поскольку свобода, выбор и предопределённость (судьба) исключают друг друга. Порядок свободы создаётся по капитальным целе-ценностным, смысловым индикаторам. На данном основании родовую историю правильно толковать как удаление от естественного состояния. |
Ключевые слова | техноморфизм, инструментальный, гуманитарный разум |
Индекс УДК | 101.1 |
DOI | 10.18384/2310-7227-2019-3-155-164 |
Список цитируемой литературы | 1. Виндельбанд В. Избранное. М.: Юрист, 1995. 687 с. 2. Ильин В. В. История и философия науки. М.: Проспект, 2019. 336 с. 3. Ильин В. В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания. М.: Проспект, 2017. 184 с. 4. Ильин В.В. Теория познания. Гносеология. М.: Проспект, 2018. 496 с. 5. Ильин В. В. Теория познания. Философия как оправдание абсолютов. В поисках сausa finalis. М.: Проспект, 2015. 272 с. 6. Ильин В. В. Философия истории. М.: Издательство Московского университета, 2003. 380 с. 7. Ильин В. В. Философия гуманитарного знания. М.: Проспект, 2019. 273 с. 8. Риккерт Г. О понятии философии // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910. Кн. 1. С. 19-61. 9. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика. // Вопросы философии. 1987. № 1. С. 94-108. 10. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912. 307 с. 11. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995. 288 с. 12. Crippen T. Toward a New - Darwinian Sociology: Its Nomological Principles and Some Illustrative Applications // Sociological Perspectives. 1994. Vol. 37. № 3. Р. 309-335. 13. Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft: Logische Grundlagung des Systems der Soziologie. Leipzig: B.G. Teubner, 1930. 310 p. 14. Weber M. Der sinn der «Wertfreiheit» der soziologischen und цkonomischen Wissenschaften // Gesamelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tьbingen, 1951. P. 475-526. |