Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2019 №4

Название статьи РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Авторы Будникова С.П.
Серия Психологические науки
Страницы 91 - 103
Аннотация Целью работы является ознакомление с результатами изучения рефлексии как неотъемлемого компонента профессиональной субъектности будущего педагога. Автором представлен анализ зарубежных и отечественных исследований, позволяющий выявить основные подходы, сложившиеся в психологии, к изучению процесса развития профессиональной рефлексии. В статье представлены результаты эмпирического исследования процесса становления профессиональной педагогической рефлексии у будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое направление (с двумя профилями)», в количестве 39 человек. По итогам исследования автором сделаны выводы о необходимости целенаправленной работы по формированию профессиональной рефлексии в процессе профессионального обучения и необходимости разработки и использования специальных технологий.
Ключевые слова профессиональная педагогическая рефлексия, профессиональная субъектность педагога, рефлексивные качества, педагогическое образование, будущие педагоги
Индекс УДК 159.9.072
DOI 10.18384/2310-7235-2019-4-91-103
Список цитируемой литературы 1. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995. 111 с.
2. Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Голубева Н. М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. C. 23-30. doi: 10.17759/pse.2017220503
3. Давыдов В. В., Слободчиков В. В., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 14-19.
4. Захарова И. М. Опыт организации практики студентов бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 4. URL: http://psyjournals.ru/files/78775/psyedu_4_2015_Zaharova_1.pdf (дата обращения: 10.09.2019). doi: 10.17759/psyedu.2015070404
5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
6. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1960. 734 с.
7. Маясова Т. В., Фоминова А. Н. Сравнительный анализ личностных коррелятов рефлексивности в контексте профессионального становления учителя [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/353/354 (дата обращения: 13. 10. 2019).
8. Ниязбаева Н. Н. Связь особенностей рефлексивно-феноменологических суждений с развитием рефлексивности у студентов магистратуры [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n4/niyazbaeva.shtml (дата обращения: 15.09.2019). doi:10.17759/psyedu.2016080407
9. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход / пер. с англ. Д. Г. Лахути. М., 2002. 384 с.
10. Семенов И. Н., Савенкова И. А. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии. 2007. № 2. С. 203-217.
11. Стеценко И. А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: дис. … канд. пед. наук. Таганрог, 1998. 228 с.
12. Тихомирова Т. С., Кочетков Н. В. Взаимосвязь мотивации к обучению и рефлексии студентов бакалавриата очной формы обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. URL: http://psyjournals.ru/files/96727/pse_2018_n6_Tikhomirova_Kochetkov.pdf (дата обращения: 23.09.2019). doi:10.17759/pse.2018230609
13. Чернокова Т. Е. Формирование способности к анализу и рефлексии профессиональной деятельности у студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Вестник практической психологии образования. 2016. № 3. С. 23-29.
14. Шаров А. С. Жизненный кризис в развитии личности. Омск, 2005. 166 с.
15. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.
16. Wegner D. M. Who is the controller of controlled processes? // The New Unconscious / ed. R. R. Hassin, J. S. Uleman, J. A. Bargh. New York: Oxford University Press, 2005, pp. 19-36.
17. Hassin R. R. Nonconscious control and implicit working memory // The New Unconscious / ed. R. R. Hassin, J. S. Uleman, J. A. Bargh. New York: Oxford University Press, 2005, pp. 196-224.

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2024 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.