Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2020 №3
Название статьи | «ПАРАДИГМА РУБИНШТЕЙНА» И «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ» - ЛИЧНОСТНЫЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ ПЕДАГОГИКИ И ВОСПИТАНИЯ. ЧАСТЬ II |
Авторы | Колесниченко Ю.В. |
Серия | Философские науки |
Страницы | 16 - 22 |
Аннотация | Цель. Сопоставить парадигмальную сущность творчества С. Л. Рубинштейна и его последователей с современным концептом «общества знаний». Процедура и методы. В статье исследуется развитие педагогических идей С. Л. Рубинштейна в отечественной философской психологии, в теории «стратегии жизни» К. А. Абульхановой, актуализируются философские вопросы формирования жизненной стратегии личности. В исследовании используются методы: исторический, сравнительного социологического анализа, идеографический, номотетический; процедура герменевтической интерпретации. Результаты. Проведённый анализ показал, что парадигма Рубинштейна есть гуманистическая парадигма «общества нравственности», которая должна прийти на смену парадигмы «общества знаний». Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования являются попыткой переосмысления «парадигмы Рубинштейна» на новом этапе развития отечественной науки о человеке. |
Ключевые слова | парадигма Рубинштейна, «общество знаний», этический субъект, ответственность, стратегия жизни, педагогическая философия, воспитание личности |
Индекс УДК | 1(091), 159.9.01, 171, 37.01 |
DOI | 10.18384/2310-7227-2020-3-16-22 |
Список цитируемой литературы | 1. 1. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. 2. 2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. 767 с. 3. 3. Абульханова К. А., Славская А. Н. Сознание личности как проблема. Часть I // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 8-23. 4. 4. Бондарева Я. В. В ожидании неоклассики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 2. С. 6-7. 5. 5. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / С. В. Голикова, О. М. Горева, 6. И. В. Гурьянова, К. Л. Кабахидзе, Н. С. Козлова и др. Новосибирск, 2014. 248 с. 7. 6. Зинченко В. П. Слово о Сергее Леонидовиче Рубинштейне // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / под. ред. Т. Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2011. С. 285-293. 8. 7. Колесниченко Ю. В. Личность в русской философии 1920-1930-х годов: биография идеи. М.: Энциклопедист-Максимум, 2018. 416 с. 9. 8. Колесниченко Ю. В. Личность как самодеятельное бытие - особое неокантианство C. Л. Рубинштейна. Часть I // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 24-41. 10. 9. Коржова Е. Ю. Педагогическая деятельность С. Л. Рубинштейна в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / под ред. К. А. Абульхановой. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 159-164. 11. 10. Маринов М. Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующем обществе. М.: Социально-гуманитарные знания, 2008. 304 с. 12. 11. Осипова Л. Б., Энвери Л. А. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4 (46). С. 108-129. 13. 12. Славская А. Н. Основы психологии С. Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития. М., 2015. 344 с. |