Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №4
Название статьи | ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ |
Авторы | Каяшева О.И. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 40 - 50 |
Аннотация | Цель. Выявление предпосылок и специфики развития рефлексии в онтогенезе человека. Процедура и методы. Применялись теоретические методы исследования. На основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме рефлексии определены её предпосылки в довербальный период, в период дошкольного детства и характеристики рефлексии на следующих возрастных этапах. Результаты. Выявлены предпосылки развития рефлексии; отмечено, что в младшем школьном возрасте актуализируются познавательный и коммуникативный типы рефлексии, в подростковом и юношеском - личностная рефлексия. Период зрелости характеризуется актуализацией различных типов и видов рефлексии в жизнедеятельности субъекта. Теоретическая и/или практическая значимость. В статье предложен краткий анализ предпосылок и особенностей развития рефлексии на различных возрастных этапах до периода поздней зрелости. |
Ключевые слова | самосознание, рефлексия, самопознание, самопонимание, возрастное развитие, онтогенез |
Индекс УДК | 159.99 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2020-4-40-50 |
Список цитируемой литературы | 1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2018. 224 с. 2. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. 114 с. 3. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб., 2015. 352 с. 4. Долинская Т. И. Развитие рефлексии мышления младших школьников // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. 5. Дорофеева Н. В. Онтогенетические особенности рефлексивного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. Вып. 2. С. 228-238. 6. Kaрпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004. 424 с. 7. Каяшева О. И. Развитие личностной рефлексии клиентов в процессе психологического консультирования и психокоррекции. СПб., 2015. 273 с. 8. Климентьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 14-23. 9. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: От объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135. 10. Лефевр В. Рефлексия. М., 2003. 496 с. 11. Петросьян С. Н. Пренатальный и перинатальный периоды развития ребёнка как кризисный этап становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183). С. 114-122. 12. Ребеко Т. А. Телесный опыт в структуре индивидуального знания. М., 2015. 271 с. 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2019. 713 с. 14. Семенов И. Н. Теоретические основы изучения роли рефлексии в процессах самости в трансдисциплинарном контексте человекознания // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 7-24. 15. Сергиенко Е. А. Становление сознания: эволюционные и онтогенетические перспективы // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 89-103. 16. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. 287 с. 17. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 334 с. 18. Bleker L. S., Rooij S. R. de, Roseboom T. J. Prenatal Psychological Stress Exposure and Neurodevelopment and Health of Children [Электронный ресурс] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. № 16 (19). URL: https://read.qxmd.com/read/31569453/prenatal-psychological-stress-exposure-and-neurodevelopment-and-health-of-children (дата обращения: 01.08.2020). 19. Predicting child temperament and behavior from the fetus / J. A. Dipietro, K. Voegtline, K. P. Heather, K. A. Costigan // Development and Psychopathology. 2018. № 30 (03). P. 855-870. 20. Leontiev A. N. Mental Development in Early Childhood // Культурно-историческая психология. 2020. Vol. 16. № 2. Р. 118-124. 21. Marsico G., Ruggieri R.A., Salvatore S. Reflexivity and Psychology. Yearbook of Idiographic Science Series Vol. 6. Charlotte NC: InfoAge Publishi, 2015. 395 p. 22. Piaget J. Studies in Reflecting Abstraction. New York, 2001. 341 р. |