Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №4

Название статьи ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВАНИЕТИПОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ
Авторы Швец Ф.А.
Серия Психологические науки
Страницы 133 - 142
Аннотация Цель. Изучение возможности выделения типологии подросткового взросления по критерию возрастно-статусного самосознания (ВСС). Процедура и методы. Основное содержание исследования представляет собой разработка типологии подросткового взросления с помощью применения опросника «Возрастно-статусное самосознание». На двух выборках был проведён кластерный анализ (метод K - means) и рассмотрено число наблюдений в каждом кластере. Посредством критерия Фишера было проведено сравнение между двумя выборками по числу наблюдений в каждом кластере. Результаты. На основании исследования были выделены три типа подросткового взросления: «чувство взрослости», «чувство промежуточно-переменчивого статуса», «нежелание взрослеть». Выявлено процентное соотношение типов возрастно-статусного самосознания в каждой выборке. Сравнение числа наблюдений в каждом кластере между двумя выборками показало значимые различия по всем типам подросткового взросления. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен один из способов изучения индивидуально-психологических особенностей в работе по психолого-педагогической поддержке взросления детей на этапе перехода от детства к взрослости в части диагностики типа взросления.
Ключевые слова взросление, подростковое самосознание, чувство взрослости, возрастно-статусное самосознание, типология подросткового взросления
Индекс УДК 159.9
DOI 10.18384/2310-7235-2020-4-133-142
Список цитируемой литературы 1. Абраменкова В. В. Факторы влияния на становление детской картины мира современного школьника в процессе взросления // Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века / под ред. О. В. Лишина. М., Обнинск, 2008. С. 54-109.
2. Гаврилова Т. А., Швец Ф. А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 87-100. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-87-100.
3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.
4. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39-52.
5. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. URL: https://psyjournals.ru/files/82357/jmfp_2016_n_2_Polivanova.pdf (дата обращения: 10.12.2019). DOI: 10.17759/jmfp.2016050201.
6. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205.
7. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2019. Т. 8. Вып. 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-harakteristiki-vzrosleniya-v-podrostkovom-periode-ontogeneza/viewer (дата обращения: 10.12.2019).
8. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7-24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402.
9. Щукина М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 355 с.
10. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967. 360 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А. М. Прихожан, В. И. Ривош, А. Д. Андреева. М., 2006. 352 с.
12. Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties [Электронный ресурс]. 2nd ed. [2019]. URL: https://www.researchgate.net/publication/330369978_Emerging_Adulthood_The_Winding_Road_from_the_Late_Teens_Through_the_Twenties_2nd_edition (дата обращения: 08.10.2020).
13. Jensen L. A. Navigating Local and Global Worlds: Opportunities and Risks for Adolescent Cultural Identity Development // Psychological Studies. 2011. № 56 (1). P. 62-70. DOI 10.1007/s12646-011-0069-y.
14. Twenge J. M., Keith Campbell W. Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49 (4). P. 673-683.

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2024 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.