Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2020 №5

Название статьи КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА «БЕЛАЯ СТАЯ» А. А. АХМАТОВОЙ
Авторы Хомяков С.А.
Серия Русская филология
Страницы 121 - 127
Аннотация Цель. Проанализировать композиционную организацию сборника стихов «Белая стая» А. А. Ахматовой и входящих в его состав стихотворений с точки зрения объединяющих элементов. Процедура и методы. В статье рассматривается «Белая стая» как единое целое, поэтому подробному анализу подвергаются как рамочно-заголовочный комплекс, так и лексические и структурные элементы, подчёркивающие единство сборника, чем и обусловлено применение текстологического и герменевтического методов. Результаты. Проведённый анализ показал, что рамочные элементы обладают важной временной семантикой, соотносимой с историческими событиями. Поэтом подвергаются чёткой проработке заголовочные элементы. Ахматова уменьшает - по сравнению с «Вечером» и «Чётками» - количество эмоционально-экспрессивных элементов в стихотворениях, акцент сделан на изображении события. Принцип организации стихотворений - не хронологический, а семантический, поэтому в сборнике наблюдается ряд внутренних циклов. Теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью его использования в качестве иллюстрации одного из новых подходов к анализу книги стихов как большой формы.
Ключевые слова книга стихов, «Белая стая», рамочный комплекс, семантика названия, композиция
Индекс УДК 821.161.1.09
DOI 10.18384/2310-7278-2020-5-121-127
Список цитируемой литературы 1. 1. Афанасенко Ю. В. Трагическое звучание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2016. № 6. С. 33-39.
2. 2. Бень Е. Ахматова и Чулковы // Бень Е. Не весь реестр. Москва, Орёл, 2005. С. 140-145.
3. 3. Буракова П. В. «Виртуальное» слово художника и его функциональный аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 126-131.
4. 4. Бурдина С. В. Гумилёвские подтексты в поэмах А. Ахматовой // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. № 1. С. 79-89.
5. 5. Бурдина С. В. Знаки мандельштамовского текста в поэме Ахматов ой «Реквием» // Вестник научных конференций. 2018. № 8-2. С. 24-27.
6. 6. Дорофеева Ю. В. Архитектоника ранних книг А. А. Ахматовой «Вечер», «Чётки», «Белая стая»: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2011. 28 с.
7. 7. Ерохина И. Гений и злодейство: Пушкинский подтекст в ахматовском «Реквиеме» // Вопросы литературы. 2016. № 4. C. 198-220.
8. 8. Кихней Л. Г. Книга «Вечер» Анны Ахматовой сквозь время: Циклические закономерности и текстологические парадоксы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 4. С. 17-30.
9. 9. Лекманов О. А. Книга стихов Анны Ахматовой «Вечер» (1912) как «большая форма» [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/Sborniki/Lesnaja%20shkola/Lekmanov/Lekmanov2010.pdf (дата обращения: 2.09.2020).
10. 10. Меркель Е. В., Кихней Л. Г. Ранняя лирика Ахматовой как квазироманная структура (размышления по поводу одной эйхенбаумовской рецензии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5. Ч. 1.
11. 11. Муратов А. М. Путешествия Бориса Анрепа в пространстве и времени // Культурное пространство путешествий: материалы научного форума 8-10 апреля 2003 г. СПб., 2003. С. 229-233.
12. 12. Ничипоров И. Б., Цзоу В. Религиозное переживание времени в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Научный диалог. 2019. № 3. С. 202-213.
13. 13. Овсянникова С. В. «Подслушать у музыки что-то…»: Анна Ахматова и её современники об архитектонике поэтических книг // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 10. Симферополь, 2012. С. 92-99.
14. 14. Хомяков С. А. Архитектоника рамочного текста (на примере «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой) // «Litera». 2018. № 3. С. 57-68.
15. 15. Хомяков С. А. Специфика художественного времени поэтического сборника «Вечер» А. А. Ахматовой // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 2. С. 79-88.
16. 16. Хомяков С. А. Специфика художественного пространства в поэтическом сборнике «Вечер» А. А. Ахматовой // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 3. С. 157-166.
17. 17. Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. М., 2008. 768 с.
18. 18. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. М., 2007. С. 592 с.

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2024 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.