Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2021 №1

Название статьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИРОДЕ
Авторы Пантелеева Н.Г., Кобелева О.В., Третьяков А.Л.
Серия Педагогика
Страницы 14 - 29
Аннотация Цель. Определить роль и место педагогического сопровождения труда в природе детей дошкольного возраста в процессе их экологического образования в образовательно-воспитательном процессе дошкольной организации на основе результатов исследования, отражающего педагогические условия сопровождения трудовой деятельности дошкольников в образовательной среде дошкольной образовательной организации. Процедура и методы. Произведён педагогический эксперимент и анализ труда в природе детей дошкольного возраста среди детских садов Подмосковья. Кроме того, авторы провели теоретический анализ эмпирического материала (феномен труда в природе детей дошкольного возраста в образовательной среде дошкольной образовательной организации), результатов педагогического эксперимента среди дошкольников, направленного на выявление сформированности ими навыков осуществления трудовой деятельности в природе, на констатирующем и контрольных этапах исследования. Педагогические методы исследования - анализ, синтез, педагогическое наблюдение. Результаты. Эмпирически проверено утверждение о необходимости педагогического сопровождения трудовых экологических поручений для детей дошкольного возраста. Доказано, что труд в природе выступает фундаментом социализации и морально-нравственным фарватером развития личности ребёнка-дошкольника. Теоретическая и/или практическая значимость. Заключается в обобщении значительного массива педагогического материала по вопросам педагогического сопровождения труда в природе детей дошкольного возраста, педагогических данных до и после эксперимента, а также в представлении педагогически подтверждённых трудовых экологических поручений для дошкольников в образовательной среде детского сада.
Ключевые слова дети дошкольного возраста, педагогическое сопровождение, совместная деятельность и развивающее взаимодействие, труд в природе, экологическая акция
Индекс УДК 374
DOI 10.18384/2310-7219-2021-1-14-29
Список цитируемой литературы 1. Богуславская Т. Н. Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4. С. 19-27.
2. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания: монография. М., Тверь, 2005. 112 с.
3. Богуславский М. В., Богуславская Т. Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общешкольного образования (в отечественной педагогике второй половины XX века): монография. Саранск, 2010. 217 с.
4. Гладкая И. В. О подготовке студентов бакалавриата педагогического вуза к реализации экологического образования школьников // Взаимосвязь инженерного и экологического образования - требование современности: сборник статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках Петербургского международного образовательного форума. СПб., 2018. С. 317-319.
5. Гладкая И. В. Становление экологического мировоззрения студентов вуза в диалоге поколений // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2010. С. 242-247.
6. Калаков Н. И., Кобелева О. В. Проблема адаптации человека в современных условиях // Теория и практика социальной работы: опыт и перспективы: сборник трудов участников 1-й Международной конференции. Ульяновск, 1999. С. 39-40.
7. Кобелева О. В. К вопросу о формировании жизненных ценностей у молодежи // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, 1997. С. 24-27.
8. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. 2004. № 6. С. 14-24.
9. Комарова Т. С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1995. № 5. С. 47-49.
10. Мельников Т. Н. Цифровизация современного дошкольного, начального и дополнительного образования в XXI веке: постановка проблемы // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». М., 2020. С. 35-49.
11. Москвина А. С., Третьяков А. Л. Актуальные тренды развития современного дошкольного образования // Проектирование образовательных систем в условиях реализации ФГОС: материалы Международной научно-практической конференции. Армавир, 2018. С. 48-54.
12. Муратова А. А. Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 83-85.
13. Найбауэр А. В. Что мешает педагогам создавать образовательную среду в детском саду? // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 70-75.
14. Опыт сетевого поведения дошкольников / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова, В. А. Плешаков, М. Г. Мацкевич // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 9. С. 143-146.
15. Пантелеева Н. Г. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 10-17.
16. Пантелеева Н. Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 13-20.
17. Первые шаги детей в Интернете / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова, М. Г. Мацкевич, В. А. Плешаков // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 74-80.
18. Развитие детской одарённости в условиях современного образования: монография / С. Л. Фролова, О. Н. Чепкова, А. П. Суходимцева [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина. Красноярск, 2013. 164 с.
19. Тарабарина Т. И. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 128-131.
20. Третьяков А. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста: постановка проблемы // Язык и актуальные проблемы образования: научные труды IV Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 317-321.
21. Федорова С. Ю. Выбор видов спорта для детей (организационно-методический аспект) // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 103-104.
22. Corraliza J. A., Collado S. Ecological Awareness and Children’s Environmental Experience // Papeles Del Psicologo. 2019. № 3. Pp. 190-196. DOI: 10.23923/pap.psicol2019.2896.
23. Fang S.-C. The influence of parental education on the environmental education of pre-schoolers: A case study of self-designed picture book // Journal of Baltic Science Education. 2018. № 2. P. 187-199.
24. Frantz C. M., Mayer F. S. The importance of connection to nature in assessing environmental education programs // Studies in Educational Evaluation. 2014. № 41. Pp. 85-89. DOI: 10.1016/j.stueduc.2013.10.001.

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2024 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.