Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №1
Название статьи | ПОНЯТИЕ «ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ» ЛИЧНОСТИИ ЕГО ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ |
Авторы | Дробышева Т.В. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 74 - 83 |
Аннотация | Цель. Определение понятия «экономико-психологическая зрелость» личности и его операционализация. Процедура и методы. Посредством сопоставления понятий «зрелость», «социально-психологическая зрелость», «экономическая зрелость» уточняется содержание понятия «экономико-психологическая зрелость». Выделены признаки и критерии данного вида зрелости. Описаны структура, её компоненты, эмпирические показатели. Результаты. Предложено определение экономико-психологической зрелости как способности и готовности личности к финансовому и материальному самообеспечению и обеспечению близких. Это комплексное, интегративное образование, включающее феномены зрелости в системе отношений с другими людьми, в области самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Введение понятия «экономико-психологическая зрелость» открывает новое направление исследований проблем экономической социализации личности. |
Ключевые слова | экономико-психологическая зрелость, личность, экономическая социализация, операционализация понятия |
Индекс УДК | 159.9.316.6 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2021-1-74-83 |
Список цитируемой литературы | 1. Амиров А. Ф., Шайдуллина Р. М. Экономическая и трудовая социализация студентов в образовательном процессе технического вуза. Уфа, 2014. 220 с. 2. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 68-73. 3. Доценко Е. Л. Социально-психологическая зрелость - формирование понятия // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 4-12. DOI: 10.24147/2410-6364. 2020.3.4-12 4. Дробышева Т. В. Представления о бедности и богатстве на разных стадиях первичной экономической социализации: содержание и факторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 49-61 DOI: 10.18384/2310-7235-2016-3-49-61 5. Дробышева Т. В., Журавлев А. Л. Вторичная экономическая социализация: постановка проблемы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 61-71. DOI: 10.31857/S020595920000071-4 6. Журавлев А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. С. 198-222. 7. Коваль О. Искусство жить экономически: проблемы экономического взросления // Экономические стратегии. 2019. № 5. URL: http://www.inesnet.ru/article/iskusstvo-zhit-ekonomicheski-problemy-ekonomicheskogo-vzrosleniya/ (дата обращения: 10. 01. 2021). 8. Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 1. С. 55-60. 9. Сергиенко Е. А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. С. 13-28. 10. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: структура и динамика. М., 2020. 11. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20. 12. Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. М., 2012. 426 с. 13. Черепанов М. С. Социально-экономическая компетентность школьника: вопросы содержания и структуры // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 5-11. 14. Шапиро М. Г. Схема процесса экономической социализации // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 27-35. 15. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.01.2021). 16. Financial Education and the Debt Behavior of the Young / M. Brown, J. Grigsby, W. van der Klaauw, J. Wen, B. Zafar // The Review of Financial Studies. 2016. Vol. 29. № 9. P. 2490-2522. doi: 10.1093/rfs/hhw006. 17. Davies E., Lea S. E. G. Students were found to be a relatively low-income, high-debt group with relatively // Journal of Economic Psychology. 1995. Vol. 16. P. 663-679. 18. Camisуn-Haba S., Almendros J. A. C., Guerra M. I. B. Financial Literacy and Level of Financial Competence in Pre-University Students: a Comparison by Academic, Personal and Family Profile // European Journal of Economics and Business Studies. 2018. Vol. 4. № 2. P. 171-186. DOI: 10.2478/ejes-2018-0050 19. Chaloupek G. The concept of maturity and the transformation of economic systems // Review of Political Economy. 1994. Vol. 6. № 4. P. 430-440. doi: 10.1080/09538259400000021 20. Gathergood J. Self-control, financial literacy and consumer over-indebtedness // Journal of Economic Psychology. 2012. Vol. 33. P. 590-602. 21. Kimiyaghalam F., Safari M. Review papers on definition of financial literacy and its measurement // SEGi Review. 2015. Vol. 8. P. 81-94. 22. Lusardi A., Michaud P.-C., Mitchell O. S. Optimal Financial Knowledge and Wealth Inequality // Global Financial Literacy Excellence. National Bureau of Economic Research. 2014. Working Paper N 2014-3. URL: https://ssrn.com/abstract=2585222 (дата обращения: 11.01.2021). 23. Seeber S. Economic competencies and situation-specific commercial competencies: Reflections on conceptualization and measurement // Citizenship, Social and Economics Education. 2016. V. 15 No 3. P. 162-182. URL: https://doi.org/10.1177/2047173417695275 (дата обращения: 11.01.2021). 24. Webley P., Burgoyne C. B., Lea St. E. G., Young B. M. The Economic Psychology of Everyday Life / Ed. W. P. Robinson. Hove, East Sussex: Psychology Press Ltd, 2001. 214 p. |