Вестник МГОУ. Серия: Географическая среда и живые системы / 2021 №1

Название статьи ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ
Авторы Требушкова И.Е., Полякова Н.О.
Серия Географическая среда и живые системы
Страницы 110 - 130
Аннотация Цель. Провести географический анализ государственной политики Российской Федерации и её деятельности в области железнодорожного транспорта по модернизации, реконструкции и строительству новых железнодорожных линий и сопутствующей инфраструктуры. Процедура и методы. В исследовании использовались сравнительно-аналитический, статистико-математический и геоинформационный методы, которые позволили выявить территориальные диспропорции в развитии железнодорожного транспорта России и обозначить его основные географические проблемы. Результаты. Проанализированы основные документы, регламентирующие развитие железнодорожного транспорта РФ. Выделены политический, экономический и социальные аспекты развития железнодорожного транспорта России в территориальном измерении. Выявлена закономерность: в регионах нового и пионерного освоения реализуются проекты по строительству новых участков железных дорог, необходимых для разработки месторождений полезных ископаемых и формирования опорного транспортного каркаса. В староосвоенных регионах новое строительство связано с эффективностью использования сложившейся транспортной сети и с оптимизацией сложившихся грузопотоков. В сфере пассажирских перевозок увеличивается роль и значение крупных агломераций, а также корреспонденций между крупнейшими городами, транспортными узлами - центрами формирования пассажирских потоков. При этом прослеживается процесс формирования транспортно изолированных территорий, частично или полностью лишившихся пригородного железнодорожного сообщения (в первую очередь, Нечерноземье eвропейской части России). Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволит дополнить теоретические представления о современном состоянии и перспективах развития железнодорожного транспорта России. Выявленные пространственные закономерности размещения сети железнодорожного транспорта и системы управления им могут быть использованы в последующих комплексных экономико-географических исследованиях, а также при разработке схем территориального развития России в целом и отдельных её регионов.1
Ключевые слова железнодорожный транспорт России, государственная транспортная политика, пригородное сообщение, транспортные системы агломераций, региональная транспортная система
Индекс УДК 911
DOI 10.18384/2712-7621-2021-1-110-130
Список цитируемой литературы 1. Богданова Д. М. Перспективы развития железнодорожного транспорта в России // Молодой ученый. 2018. № 36 (222). С. 65-69.
2. Бушуев Н. С., Шульман Д. О. О перспективах развития высокоскоростных железнодорожных магистралей в России // Бюллетень результатов научных исследований. 2017. №3. С. 7-14.
3. Голикова Ю. А. Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15). С. 32-36.
4. Голиусов Ю. Ф. Приоритеты российской транспортной политики // Власть. 2009. № 6. С. 58-60.
5. Гончаров Р. В., Пилясов А. Н., Замятина Н. Ю. Без мобильности нет креативности: антропология транспорта Сибири и Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 4. С. 149-183.
6. Долгосрочная стратегия развития транспорта и дорожного хозяйства Кировской области с позиций устойчивого развития региона / В. Н. Бугроменко, С. А. Ваксман, Ю. К. Поносов, С. К. Савушкин, Н. Г. Кочнев, П. М. Крылов, А. А. Нежмаков, А. В. Шубин. М.: Май принт, 2006. 205 с.
7. Крылов П. М. Транспортная уязвимость населения России в начале XXI в. // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2012. № 1. С. 26-35.
8. Матвеев И. Е. Энергетическая политика ЕАЭС в ракурсе Экономического пояса шелкового пути // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 3. С. 11-33.
9. Михеев В. В., Швыдко В. Г., Луконин С. А. Китай - Россия: Когда эмоции уместны? // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 2. С. 5-13.
10. Рахимянова И. А. Концепция скоростного движения: мировой опыт и российская практика. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2017. 92 с.
11. Северова М. О., Никитина Е. Ю., Сакова А. С. Влияние транспортной инфраструктуры на развитие регионов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2016. № 2. С. 52- 57.
12. Транспортная политика государства: теория, история, практика / А. А. Горбунов, А. А. Горбунов, П. С. Селезнев, А. С. Семченков. М.: Проспект, 2020. 424 с.
13. Федякин А. В. Развитие основных видов транспорта в системе приоритетов современной российской политики // Поиск: Политика. Обществоведение, Искусство. Социология. Культура. 2019. №4(75). С. 20-30.
14. Черемин Г. Д. Проблемы государственной политики реформирования российского железнодорожного транспорта // Власть, 2014. №5. С. 59-64.
15. Murray B. Russian Railway Reform Programme. London, European Bank for Reconstruction and Development. 2014, 45p.
16. Pursiainen C. Russia between integration and protectionism: International road transport, ports, and the forestry sector. Nordregio Working Paper 2007:2. Stockholm, 2007, 79 p.

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2024 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.