Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2012 №3
Название статьи | Коммуникативная обусловленность вербализации концепта «кризис» в экономическом дискурсе |
Авторы | Серебрякова С.В., Сидельникова Е.А. |
Серия | Лингвистика |
Страницы | 64 - 69 |
Аннотация | В данной статье представлен анализ лексико-семантического поля концепта «кризис». Определяются понятия «поле» и «концепт». C помощью психолингвистического метода формулируется обобщённая дефиниция концепта «crisis». Посредством компонентного анализа выявлены семы изучаемой дефиниции. Раскрыта структура лексико-семантического поля «crisis», его ядро и периферия. Контекстуальный анализ позволил выявить структурные схемы сочетаемости базовой номинации концепта. Выявлена его деривационная наполняемость. Проведённый эксперимент помог определить, что периферийные концептуальные признаки концепта «кризис», как и само слово-стимул, получают однозначно негативную оценку, что свидетельствует об открытом способе изложения информации. Приведены примеры нивелирования негативной нагрузки языковой единицы «кризис». Выявлена коммуникативно-прагматическая обусловленность вербализации концепта «кризис» в целях блокирования / порождения информации в публицистическом экономическом дискурсе. |
Ключевые слова | экономический дискурс, семантическое поле, концепт, ядерное значение, периферия, порождение информации, блокирование информации |
Индекс УДК | |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Абрамов В.П. Семантические поля русского язы- ка: Монография. - М.: Краснодар: Акад. пед. и соц. наук РФ, Кубанский гос. ун-т, 2003. - 338 с.
2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фра- зеологической семиотике языка. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1996. - 104 с. 3. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвис- тику: Монография. - М.: Прогресс, 1978. - 544 с. 4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с. 5. Никитин М.В. Курс лингвистической семанти- ки: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей лингвистических дисциплин в школах, лицеях, колледжах и вузах. - СПб.: На- учный центр проблем диалога, 1996. - 760 с. 6. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: Монография. - М.: Гнозис, 2007. - 407 с. 7. Серебрякова С.В. Градуальность семантических связей в границах синонимико-антонимической парадигмы признаковых слов // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы меж- вузовской научной конференции. - СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 214-216. 8. Oxford Learners Thesaurus A dictionary of synonyms. - Oxford University Press, Diana Lea, 2008. - 1008 р. 9. Trier J. Der Deutsche Wortschatz. Bd. I. - Heidelberg: Winter in Sinnbezirk des Vestandes, 1931. - S. 347. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 22 |