Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2013 №2

Название статьи Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации
Авторы Корчемный П.А.
Серия Психологические науки
Страницы 44 - 57
Аннотация В статье раскрывается содержание компетентностного подхода, в котором понятие компетенции активно внедряется в теорию и практику профессионального обучения. Рассматривается соотношение таких понятий, как компетентность, компетенции и профессиональный опыт, квалификация, сформированность которых определяет профессионализм специалиста. Излагается критическое отношение к существующим подходам в психолого-педагогических исследованиях по вопросам сущности понятий «компетенция» и «компетентность». Обосновывается, что квалификация вырабатывается на основе приобретения и развития сложных умений (компетенций), которые выступают как интегративный результат различного вида компетентностей: аксиологической, временной, когнитивной, креативной, коммуникативной, аутопсихологической. Показано, что содержание компетентности опосредованно формируется психическими образованиями обучаемых, прежде всего знаниями, начальными умениями, простыми и сложными навыками, в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта.
Ключевые слова высшее профессиональное образование, компетентностный подход, компетентность, общекультурные и профессиональные компетенции, профессиональный опыт, проблемы восприятия, принятия и реализации, квалификация, траектория мастерства, знания, начальные умения, простые и сложные навыки, сложные умения, мастерство, развитие научно-методической деятельности
Индекс УДК 159.99
DOI
Список цитируемой литературы 1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и физиология активности. Научное издание / под ред. О.Г. Газенко. Издание подготовил И.М. Фейгенберг. — М., 1990. — 492 с.
2. Вербицкая Н.О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование — 2012. — № 5. — С. 19-22.
3. Галялина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. — 2005. — 104 с.
4. Городилова Е.А. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2002. — 211 с.
5. Громыко Ю.В. Принятие и проект в теории развивающего образования // Известия РАО. — 2000. — № 2. — С. 36-43.
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 21-26.
7. Иванова Д.Н., Малащенко М.В., Пшегусова Г.С. Модель компетенций с учетом квалификационных характеристик специалистов. — Ростов н/Д., 2007. — 69 с.
8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психи ки. — СПб., 1997. — 430 с.
9. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2001. — 360 с.
10. Мартынюк О.И., Медведев И.Н., Панькова С.В., Соловьева О.И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования. Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия в образовании: методология, теория, практика». — М., 2006. — 48 с.
11. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. — М., 2007. — 560 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 29

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.