Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2013 №2
Название статьи | Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации |
Авторы | Корчемный П.А. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 44 - 57 |
Аннотация | В статье раскрывается содержание компетентностного подхода, в котором понятие компетенции активно внедряется в теорию и практику профессионального обучения. Рассматривается соотношение таких понятий, как компетентность, компетенции и профессиональный опыт, квалификация, сформированность которых определяет профессионализм специалиста. Излагается критическое отношение к существующим подходам в психолого-педагогических исследованиях по вопросам сущности понятий «компетенция» и «компетентность». Обосновывается, что квалификация вырабатывается на основе приобретения и развития сложных умений (компетенций), которые выступают как интегративный результат различного вида компетентностей: аксиологической, временной, когнитивной, креативной, коммуникативной, аутопсихологической. Показано, что содержание компетентности опосредованно формируется психическими образованиями обучаемых, прежде всего знаниями, начальными умениями, простыми и сложными навыками, в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. |
Ключевые слова | высшее профессиональное образование, компетентностный подход, компетентность, общекультурные и профессиональные компетенции, профессиональный опыт, проблемы восприятия, принятия и реализации, квалификация, траектория мастерства, знания, начальные умения, простые и сложные навыки, сложные умения, мастерство, развитие научно-методической деятельности |
Индекс УДК | 159.99 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и физиология активности. Научное издание / под ред. О.Г. Газенко. Издание подготовил И.М. Фейгенберг. — М., 1990. — 492 с. 2. Вербицкая Н.О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование — 2012. — № 5. — С. 19-22. 3. Галялина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. — 2005. — 104 с. 4. Городилова Е.А. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2002. — 211 с. 5. Громыко Ю.В. Принятие и проект в теории развивающего образования // Известия РАО. — 2000. — № 2. — С. 36-43. 6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 21-26. 7. Иванова Д.Н., Малащенко М.В., Пшегусова Г.С. Модель компетенций с учетом квалификационных характеристик специалистов. — Ростов н/Д., 2007. — 69 с. 8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психи ки. — СПб., 1997. — 430 с. 9. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2001. — 360 с. 10. Мартынюк О.И., Медведев И.Н., Панькова С.В., Соловьева О.И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования. Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия в образовании: методология, теория, практика». — М., 2006. — 48 с. 11. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. — М., 2007. — 560 с. |