Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2011 №2

Название статьи О МЕХАНИЗМАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ
Авторы Гарипова Н.М.
Серия Психологические науки
Страницы 156 - 162
Аннотация В статье исследуются четыре механиз- ма эмоционального воздействия музыки на слушателя: психофизиологический, симптоматийный, предмет- но-ситуативный и жизненного контекста. Функциони- рование психофизиологического и симптоматийного механизмов обусловлено особенностями воздействия музыкально-звуковой материи на мозг человека и его способностью присваивать симптомы эмоциональных переживаний. Функционирование предметно-ситуа- тивного механизма связано со способностью музыки отражать эмоционально значимый для слушателя предмет. В механизме же жизненного контекста му- зыка не управляет эмоциональными переживаниями слушателя (как это происходит в трёх названных выше механизмах), а лишь служит толчком к ним, напоминая об особых жизненных обстоятельствах.
Ключевые слова эмоциональное воздействие музыки, механизмы эмоционального воздействия музыки, псиофизиологическое воздействие музыки, симптомы эмоций, музыкально-звуковая объективация экспрессивных симптомов эмоций, музыкально-звуковая объективация эмоциогенных предметов и ситуаций
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Арановский М.Г. О психологических предпо- сылках предметно-пространственных слухо- вых представлений // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974. - С. 252-271.
2. Бакурадзе Т.О. О восприятии семантического значения музыки // Известия АН ГрССР. Серия философии и психологии. - Тбилиси, 1984. №2. - С. 86-100.
3. Березницкас А.И. Экспериментальное исследо- вание некоторых характеристик интеллекту- альных эмоций: Автореф. дисс. ? канд. психол. наук. - Л., 1980. - 23 с.
4. Бичелдей К.Н. Ритмомелодемы простых нерас- пространённых предложений хакасского языка. - М7: Изд-во РУДН, 2000. - 115 с.
5. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. - М., 1962. - Вып. 1 - С. 52-124.
6. Блинова М.П. Физиологические основы элемен- тарного звукового синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. - М., 1963. - Вып. 2. - С. 216- 229.
7. Веккер Л.М. Психологические процессы. - Л., 1981. - Т.3. - Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - 326 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явле- ний. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.
9. Вундт В. Введение в психологию. - М., 1912. - 152 с.
10. Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1880. - 1038 с.
11. Вундт В. Очерк психологии. - С.-Петербург, Из-дание Ф.Павленкова, 1896. - 229 с.
12. Гершуни Г.В. др. Физиология сенсорных систем. - Л.: Наука Ленинградское отделение, 1972. - Ч. 2. Раздел 2. Слух.- С. 130-516.
13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. - 371 с.
14. Медушевский В.В. О закономерностях и средс- твах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
15. Морозов В.П. Таины вокальной речи. - Л.,1967. - 204 с.
16. Мутли А.Ф. Звук и слух. // Вопросы музыкозна- ния. - М., 1960. - Т. 3. - С. 324-347.
17. Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мысли- тельной деятельности: Автореф. дисс. ? канд. психол. наук. - Л., 1976. - 20 с.
18. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) жи- вотных. - М., 1951. - 656 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 704 с.
20. Соколов А. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной науки. - М., 1983. - Вып. 5. - С. 107-137.
21. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 то- мах. Т. 3 ?Искусство?. -М., 1955. -504 с.
22. Стенли А. Гельфанд. Слух: Введение в психоло- гическую и физиологическую акустику. -М., 1984. -350 с.
23. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (На материале музыкального восприятия). -М., 1979. -190 с.
24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способ- ностей //Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия /Сост-ред. А.Е.Тарас. -М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. -С.16-360.
25. Хомская Е.Д. Нейропсихология. -М., 1987. -288 с.
26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Ней- ропсихологическое исследования. -М.: Россий- ское педагогическое агентство, 1998. -268 с.
27. Цеханский В.М. Психология восприятия музы- ки: проблемы и методы // Психологические и педагогические проблемы музыкального обра- зования. -Новосибирск. 1986. -С. 23-35.
28. Черемисина Н.В. Строение синтагмы в русской художественной речи //Синтаксис и интонация. Учёные записки. Выпуск 36. Серия филологи- ческих наук №14 (18). -Уфа, 1969. -С.3-95.
29. Черемисина Н.В. Ритмико-интонационная структура предложения в русской художествен- ной речи //Синтаксис и интонация. Учёные за- писки. Выпуск 36. Серия филологических наук №14 (18). -Уфа, 1969. -С.96-248.
30. Шингаров Г.С. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -М.: Наука, 1971. -223 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 10

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.