Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2009 №4

Название статьи Ислам как средство артикуляции интересов. Религиозный фундаментализм
Авторы Воронин С.А.
Серия История и политические науки
Страницы 175 - 180
Аннотация Оформившись в многоуровневую политико-религиозную систему, ислам стал не только религией, но и образом жизни с присущим ему менталитетом социума, стилем мышления. Уже изначально, на раннем этапе формирования, политика и религия были неразделимы в исламе. Политизация ислама в истории и сегодня тесно связана с его аккумулятивными способностями. Дискуссия о путях развития и историческом выборе исламского мира между национальной или религиозной идеей создания общности, зародившаяся в ХIХ веке, остаётся актуальной и поныне. Многообразие трактовок ислама активно используется различными политическими силами во имя артикуляции собственных интересов. 2-я половина ХХ века сформировала демонстрационный эффект прихода к власти представителей политических движений ислама, как мирным, так и силовым путём. На фоне рутинизации авторитетов национализма и сформировавшегося в обществе неприятия крайних фундаментальных проявлений ислама, рождаются в последние десятилетия ХХ века - начале ХХI века своеобразные симбиозные течения политического ислама с новой идеологией, пытающиеся синтезировать доктрину национализма с концепцией исламской демократии.
Ключевые слова ислам, артикуляция, религиозный фундаментализм, лидерство, иджтихад
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.
2. Аль-Кавакиби Абд ар-Рахман. Природа деспотизма и гибель порабощения. М., 1965.
3. Ахмедов В.М. Социально-политические процессы в арабских странах Ближнего Востока. М., 2008.
4. Васильев Л.С. История Востока. М., 1998.
5. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М., 1938.
6. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М., 1982.
7. Дорошенко Е.А. Шиитская традиция и революция 1978-1979 гг. в Иране // Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М., 1990.
8. Левин З.И. Арабские вольнодумцы ХХ столетия // Религия и секуляризм. М., 1993.
9. Марраш Ф.Ф. "Чаша права" // Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (ХIХ-ХХ вв.). М., 1974.
10. Микаелян Н.Р. Мусульманский коммунализм как фактор формирования политического сознания в Пакистане (70 - конец 80-х гг.) // Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М., 1990.
11. Мюллер А. История ислама от основания до новейших времен. Т. 1. СПб., 1895.
12. Религия и секуляризация на Востоке / ред. Полонская Л.Р. М., 1993.
13. Сикоев Р.Р. Афгани Дж. Письмо к османскому халифу // Ближний Восток и современность. № 32. М., 2007.
14. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (ХIХ-ХХ вв.). М., 1974.
15. Чиркин В.Е. Традиционное мусульманское сознание и право // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984.
16. Adams Charles J. The Ideology of Maulana Maududi // South Asian Politics & Religion. Princeton, 1966.
17. Choudhury G.W. Constitutional Development in Pakistan. L., 1959.
18. Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1962.
19. Keddie N., Sayyid Jamal ad-Afghani. A Political Biography. L-A, 1972.
20. 20.Kerr M.H. Islamic Reform. The Political and LegalTheories of Muhammad Abduh and Rashid Rida. Berkeley-L-A, 1966.
21. Religion, Politics and Social Changes in the Third World. N.Y.-L., 1971, p.114.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.