Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2014 №4
Название статьи | ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Авторы | Леонова С.В. |
Серия | Педагогика |
Страницы | 95 - 100 |
Аннотация | В статье представлены результаты исследования словаря детей с недоразвитием речи. Анализ полученных данных позволил выявить качественные и количественные характеристики лексики данной группы дошкольников. При описании недостаточности лексики дошкольников с речевым недоразвитием отмечаются существенные различия между пассивным и активным словарем. У дошкольников с общим недоразвитием речи обнаружены функциональные характерные особенности смысловой структуры слова, выражающиеся в недостаточной сформированности синтагматических и парадигматических связей слов, в несовершенстве процесса поиска слов. |
Ключевые слова | недоразвитие речи, лексика, части речи, семантическая структура слова, актуализация слов, синтагматические и парадигматические связи |
Индекс УДК | 376.37 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Бабина Г.В., Силантьева С.Н. Модель формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2012. № 4-5. С. 66-70. 2. Воробьева В.К. Ассоциативный эксперимент как метод исследования словаря детей с отклонениями в речевом развитии // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. № 2. C. 29-35. 3. Гончарова В.А. Динамика усвоения структуры значения слов детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием // Онтогенез речевой деятельности. М., 2005. С. 418-426. 4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М., 2012. 80 с. 5. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона. М., 2009. 160 с. 6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. 222 с. 7. Халилова Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи. Норма и речевая патология. M., 2013. 152 с. |