Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2015 №2

Название статьи АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ НЕПОЛНОТЫ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Авторы Чмель В.И.
Серия Психологические науки
Страницы 11 - 20
Аннотация В данной статье на основе анализа реального диагностического случая из практики проиллюстрированы особенности психодиагностической работы в рамках двух подходов: каузального и психометрического. Целью данной работы является сравнительная оценка указанных направлений и последующая демонстрация неполноты психометрического подхода в психодиагностической практике. Приводится четыре фактора, которые отражают ограниченность психометрической диагностики, когда речь идет о психодиагностической деятельности по запросу (в рамках школьной психологической службы), касающемуся помощи клиенту в преодолении тревожности по отношению к учителям.
Ключевые слова психодиагностика, психологический запрос, анализ случаев, каузальный подход, психометрический подход, анализ психодиагностического случая в рамках школьной психологической службы
Индекс УДК 159.9.018 - 159.9.07 - 159.9.072.42
DOI
Список цитируемой литературы 1. Ануфриев А.Ф. Научные основы психодиагностики: два подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 3. С. 4-13.
2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. М., 2012. 144 с.
3. Ануфриев А.Ф. Схема описания случаев из практики в психолого-педагогической диагностике // Психология и психотехника. 2014. № 3. С. 141-174.
4. Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной практики. М., 2005. 80 с.
5. Ануфриев А.Ф., Чмель В.И. Каузальная психодиагностика как вид социальногуманитарного познания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2014. № 4. С. 69-73.
6. Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб., 2001. 160 с.
7. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб., 2006. 440 с.
8. Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А.А. Карелина. М., 2007. 416 с.
9. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; предисл. В.Г. Остроглазова. М., 1999. 376 с.
10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2011. 384 с.
11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. М., 2002. 416 с.
12. Волочков А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 19 (278). С. 58-67.
13. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика : Учебник. - 2-е изд. Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. М., 2013. 240 с.
14. Дронова Т.П. Описание случаев по результатам диагностического обследования из школьной консультативной практики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 1. С. 129-133.
15. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика / Под ред. Ю.М. Забродина. Серия: Новейший справочник психолога. М., 2010. 448 с.
16. Знаменитые случаи из практики психоанализа : Сборник / Под ред. А.А. Юдиной. М., 1995. 288 с.
17. Клиническая психология : учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2004. 960 с. W ISSN 2072-8514 і Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки f 2015 / № 2
18. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/351-kostromina12#e3 (дата обращения: 26.08.2014)
19. Костромина С.Н. Структурно-функциональная организация психодиагностической деятельности специалистов образования : Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб., 2008. 52 с.
20. Лаак Я.Т. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., 1996. 384 с.
21. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : В 3-х ч. Ч. 3: Психодиагностика. М., 2001 640 с.
22. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М., 2003. 251 с.
23. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб., 2004. 592 с.
24. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005. 304 с.
25. Психолого-педагогическая диагностика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003. 320 с.
26. Рихмаер Е.А. Построение программы коррекции школьной дезадаптации (на примере случая из практики) // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 62-70.
27. Рождественская Н.Н. Каузальный подход при решении диагностических задач // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 2. С. 23-27.
28. Романова Е.С. Психодиагностика : Учеб. пособие. 2-е изд. СПб., 2008. 400 с.
29. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики : Учебник для вузов : В 3 ч. Ч. 2. М., 2003. 256 с.
30. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности : Учебно-методич. пособие. 2-е изд., испр. СПб., 2007. 320 с.
31. Ferguson J. Psychological Assessment. New York, 2002. 22 p.
32. Groth-marnat G. Handbook of psychological assessment. 4-th ed. Canada, 2003. 862 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.