Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2016 №3

Название статьи СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Авторы Телицына А.Ю., Гнутова А.А., Лобазникова Н.Ю., Шмагина Н.С.
Серия Психологические науки
Страницы 73 - 87
Аннотация Статья посвящена описанию опыта наставничества в образовательном пространстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 8 лет долгосрочное индивидуальное наставничество проходило при поддержке и сопровождении профессиональных психологов. Выявлена социальная роль наставничества в мотивации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в образовательном пространстве: повышение самооценки, уверенности в своих силах, появление мотивации к обучению и получению образования. Результатом наставничества для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказалась возможность окончить школу, получить профессиональное образование и устроиться на работу.
Ключевые слова дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, индивидуальное наставничество, наставничество для детей школьного возраста, образование, успешность обучения, мотивация
Индекс УДК 376.1-058.862; 37.035
DOI 10.18384/2310-7235-2016-3-73-87
Список цитируемой литературы 1. Антонова В.К., Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Бирюкова С.С., Тындик А.О., Рожкова О.А., Подстрешная Е.С. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключённости детей-сирот. М., 2013. 69 с.
2. Горячева А.А., Яценко Р.П., Телицына А.Ю. Наставничество как практика социокультурной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 243-251.
3. Жуйкова Е.Б. Системный подход к анализу принимающей семьи, как основа психологического сопровождения // Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. С. 600-633.
4. Исматуллина В.И., Белова А.П., Воронин И.А., Малых С.Б. Роль наследственных и средовых факторов в способности планировать у подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. Вып. 4. С. 6-17.
5. Касицина Н.В. О необходимости расширения образовательного пространства выпускников детских домов // Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Научно-методический сборник. 2015. Вып.4. С. 186-197.
6. Курагина Г. Социальная адаптация выпускников детских домов средствами волонтерской деятельности // Социальное обслуживание семей и детей. Научно-методический сборник. Вып. 4: Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2015. С. 142-147.
7. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков-сирот // Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. С. 193-224.
8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот (профессиональная замещающая семья). М., 2006. 368 с.
9. Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации // Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. С. 500-517.
10. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб., 2007. 416 с.
11. Радина Н.К., Павлычева Т.Н. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современных исследованиях // Социальное обслуживание семей и детей. Научно-методический сборник. Вып. 4: Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2015. C. 8-104.
12. Семикин В.В., Векилова С.А. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновленных и приемных детей: вторичное сиротство // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. Вып. 7. С. 81-85.
13. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации. М., 2015. 204 с.
14. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24-32.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 23

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru  

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.