Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2016 №4

Название статьи КАРТИНА МИРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ
Авторы Джиган О.В.
Серия Философские науки
Страницы 22 - 28
Аннотация В статье рассматриваются и анализируются современные представления о конструировании картины мира как в сознании человека, так и в науке в целом. Исследуя конструктивистский подход в теории познания, автор приходит к выводу, что научная рациональность на современном этапе развития науки построена на единой научной картине мира, являющейся междисциплинарным конструктом. На примере социально-конструктивистского подхода к определению социальной картины мира описан современный процесс конструирования картины мира в сознании человека. В статье обосновывается, что каждая специальная научная картина мира является в свою очередь специальной языковой картиной мира, поскольку описывается специфическими языковыми средствами, так как в ней используется понятие образа в качестве ментального лингвистического конструкта языковой картины мира. Автор приходит к выводу, что центром социальной картины мира является творческая коммуникативная личность, конструирующая и одновременно конструируемая социальной реальностью в процессе своего познания.
Ключевые слова конструктивизм, научная картина мира, междисциплинарность, социальная картина мира, социальный конструктивизм, языковая картина мира, образ
Индекс УДК 141.201
DOI 10.18384/2310-7227-2016-4-22-28
Список цитируемой литературы 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло гии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Даниелян Н.В. Конструктивистский и научно-рациональный подходы в естественных науках: монография. М.: Издательство МГОУ 2011. 266 с.
3. Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования и социальная картина мира // Фило софия науки. Ежегодник / отв. ред. И.А. Герасимова. М.: ИФ РАН, 2014. С. 9-26.
4. Лекторский В.А. Реализм, антиреализм, конструктивизм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. С. 5-40.
5. Маркова Л.А. Трансформация междисциплинарности в контексте социальной эписте мологии // Философия науки. / отв. ред. И.А. Герасимова. М.: ИФ РАН, 2014. С. 27-35.
6. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образова ние / [Электронный ресурс]. URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/m/matyash01. shtml (дата обращения: 21.10.2015).
7. Соколова Е.Е., Гурина Р.В. О соотношении языковой и научной картин мира // Гумани тарные науки: теория и методология. 2010. № 3. С. 83-88.
8. Стёпин В.С. Российская ментальность и рыночные реформы // Экономика и обще ственная среда: неосознанное взаимовлияние: науч. записки и очерки / под ред. О.Т. Богомолова М.: Ин-т экономич. стратегий, 2008. С. 143-166.
9. Gergen, K.J. The Social Constructionist Movement in Modern Psychology. // American Psychologist. 1985. Vol. 40. No. 3. P. 266-275.
10. Gergen, K.J. Towards Transformation in Social Knowledge. New York: Springer-Verlag, 1982. 260 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 6

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.