Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2017 №1

Название статьи «НУЛЕВОЕ», ИЛИ «ПУСТОЕ» ВРЕМЯ: К ПРОБЛЕМЕ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МАСС-МЕДИА
Авторы Мурейко Л.В.
Серия Философские науки
Страницы 121 - 132
Аннотация В статье акцентируется вопрос о связи первого узнавания времени с бытийно-антропологическими условиями первых актов осознания человеком своей субъективности. Особенность «нулевого» («пустого») времени устанавливается через два его свойства, связанные с деперсонализацией. Первое - это свойство времени как гипотетически абсолютного начала, как «первотворения», обеспечивающего целостность мира. Второе - свойство «очищения» от «застывшего», стереотипного, иллюзорного знания. Понятие «нулевого» («пустого») времени способствует актуализации проблемы подлинного, полного знания реальности. Речь идет о знании, свободном от наслоения стереотипов, субъективных пристрастий, мнимой очевидности зримого и данных опыта, который может быть ограниченным. Новым является соотносительный анализ представлений о «нулевом», или «пустом» пространстве-времени в философии Платона, в постмодернизме, в изобразительном искусстве авангардизма и в теории масс-медиа. Основной метод исследования - междисциплинарный анализ. Результаты этого исследования могут быть применены в практической сфере для оптимизации средств сопротивления иллюзорным смыслам реальности, производимым масс-медиа.
Ключевые слова «нулевое» или «пустое» время, пространство, деперсонализация, масс-медиа
Индекс УДК 1:165; 30: 303.01
DOI 10.18384/2310-7227-2017-1-121-132
Список цитируемой литературы 1. Барт Р. Нулевая степень письма / Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 306-349.
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.
3. Борхес Х.Л. История вечности // Борхес Х.Л. От некто к никто М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. С. 61-89.
4. Борхес X.Л. От некто к никто. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 344 с.
5. Грякалов А.А. Письмо и событие. СПб.: Наука, 2004. 488 с.
6. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184 с.
7. Делез Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время / пер. с фр. Б. Скуратова. М.: Ad Marginem, 2004. 624 с.
8. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 340 с.
9. Деррида Ж. Хора // Деррида Ж. Эссе об имени. М., СПб., 1998. С. 135-185.
10. Егоров А.Г. Логико-философский анализ бинера «тождество - различие» // Казанская наука. 2011. № 6. С. 7-12.
11. Костюкович Е. Умберто Эко. Имя розы // Современная художественная литература за рубежом. 1982. № 5. С. 40-47.
12. Лакан Ж. Семинары. Книга 5. Образования бессознательного. 1957-1958. М.: Гнозис: Логос, 2002. 608 с.
13. Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 331 с.
14. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.
15. Маркес Г. Сто лет одиночества. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 448 с.
16. Мурейко Л.В. О природе массового сознания в контексте исследований «искусственного интеллекта» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 110. С. 90-100.
17. Мурейко Л.В. Массовое сознание: о специфике субъекта mass-media // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 111. С. 83-93.
18. Платон Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. 528 с.
19. Платон Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М: Мысль, 1994. 654 с.
20. Пустой знак // Новейший философский словарь. 3-е изд. Минск.: Книжный дом, 2003. C. 810.
21. Пую Ю.В. Скрытый смысл рекламы // Идеи и идеалы. 2016. № 1 (27). Т. 2. С. 47-53.
22. Романенко И.Б. Гуманизация образования и проблема дефицита молодежных ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета: электронный научный журнал. 2013. № 4. URL: [адрес не найден].
23. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.
24. Успенский Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) // Избранные труды: в 3 т. Т. 1. М., 1996. С. 9-70.
25. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004. 544 с.
26. Эриксен Т.Х. Тирания момента: Время в эпоху информации / пер. с норв. М.: Весь мир, 2003. 207 с.
27. Augé М. Non-Places: Introduction to an Anthropology of Supermodernity. London, New York: Verso, 1995. 132 р.
28. Thompson J.B. Media a modernita. Praga: Karolinum, 2004. 219 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 19

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.