Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2017 №4
Название статьи | К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ИСЛАМСКИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОДСИСТЕМ |
Авторы | Мирзаханов Д.Г. |
Серия | История и политические науки |
Страницы | 143 - 154 |
Аннотация | В статье исследуется исламская социально-политическая подсистема как потенциально плодотворная аналитическая единица, функционирующая в рамках национально-государственных мегасистем. Исследование показывает данную проблему через призму структурного подхода к пониманию как российской социально-политической системы, так и входящих в неё подсистем. Автор доказывает, что «ядро» исламского сообщества образуется в двух случаях: 1. когда путём интенсификации социально-политических коммуникаций происходит умножение политических вопросов; 2. когда в региональном мусульманском сообществе есть достаточное количество религиозно-политических интеллектуалов, способных формулировать эти вопросы на языке политики. В работе делается вывод о том, что наиболее перспективной для современной российской политики могла бы быть стратегия опережающего формулирования политической повестки дня перед отечественными мусульманами. |
Ключевые слова | исламская социально-политическая подсистема, региональное мусульманское сообщество, структурный подход к пониманию внутрисистемных конфликтов, религиозно-политические коммуникации |
Индекс УДК | 322.348.71 |
DOI | 10.18384/2310-676X-2017-4-143-154 |
Список цитируемой литературы | 1. Акаев В. Конфликты между традиционным и нетрадиционным направлениями в исламе: причины, динамика и пути преодоления (на материалах Северного Кавказа) // Центральная Азия и Кавказ. 2008. № 2 (56). С.127-134. 2. Баконина М.С. Ислам в России: болевые точки, явные и тайные // Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы (международная научная конференция, 26-28 сент. 2013 г.). СПб.: СПбГУ, 2013. С. 32-38. 3. Грей Дж. Поминки по просвещению: политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003. 368 с. 4. Карпович О.Г. Место и роль России в современном мире: вызовы и риски // Международное публичное и частное право. 2016. № 1. С. 11-15. 5. Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М.: Логос, 2007. 129 с. 6. Кручинин В.Н Гражданское общество в современной России, проблемы формирования и функционирования // Вопросы управления. 2013. № 4. С. 7-15. 7. Кузнецов В.Ф. Партийные коммуникации как связующее звено между гражданским обществом и государством // Коммуникология. 2014. Т. 5. №3. С. 15-24. 8. Малашенко А.В. Государство и ислам в России // Исламоведение. 2014. № 1. С. 81-85. 9. Манойло А.В. Геополитическая картина современного мира и цветные революции // Современные евразийские исследования. 2014. Т. 2. С. 54-63. 10. Мишучков А.А. Коранический смысл традиционных ценностей ислама и их защита в системе национальной безопасности Российской Федерации // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию медресе «Галия» (г. Уфа, 9-10 ноября 2016 г.). Уфа: Мир печати, 2016. С. 328-334. 11. Мурзаев Р.А. Социальный протест в исламском поле Дагестана // Власть. 2014. № 4. С. 135-138.%d0%98%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%201988.tif 12. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6. С. 92-96. 13. Овечкин Л.Ю. Совместимы ли Ислам и свобода? // Сумма философии. Вып. 7. Екатеринбург: УрФУ, 2007. С. 185-188. 14. Поланц К. Поиски истинной свободы [14.03.2014] / Israelreport.ru: новости из Израиля и Ближнего Востока [сайт]. URL: http://israelreport.ru/context/8139/poiski-istinnoi-svobody (дата обращения: 12.07.2017). 15. Причины раздоров в еврейском мире (дискуссия участников культурно-просветительского общества Российско-еврейской интеллигенции «Ковчег»: сост. А. Рапопорт) // Лехаим. 2005. № 11 (163). 16. Ракитянский Н.М. Догматические основания англо-американской ментальной экспансии // Информационные войны. 2010. № 4. С. 12-25. 17. Сальников Е.В. Экстремизм и пассионарность // Философия права. 2012. № 3 (52). С. 85-89. 18. Самсонкина Е.А., Муха В.Н. Риски этнической идентичности в современном мире // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 37. С. 58-63. 19. Социальная доктрина российских мусульман // Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края [сайт]. URL: http://dumraikk.ru/socialnaya-doktrina-rossijskix-musulman (дата обращения: 12.07.2017). 20. Сызранов А.В. Государство и ислам в постсоветской России в 1991-2008 гг. (на материалах Поволжья). Астрахань: АГУ, 2016. 260 c. 21. Федотов Л.Н. Модернизация регионов: основные подходы // Политика и общество. 2012. № 11 (95). С. 62-68. 22. Шиняева О.В. Основные субъекты гражданского общества в России и проблемы их взаимодействия // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 3-11. 23. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. М.: ИНФРА-М, 2000. 320 с. 24. Ярлыкапов А. Ислам и конфликт на современном Северном Кавказе [02.02.2014] // Электронный минбар [сайт]. URL: http://e-minbar.com/researches/islam-i-konflikt-na-sovremennom-severnom-kavkaze (дата обращения: 12.07.2017). |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 14 |
