Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2016 №4

Название статьи КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Авторы Зиренко М.С., Исмаилова А.М.
Серия Психологические науки
Страницы 6 - 14
Аннотация Аннотация В статье представлены результаты кросс-культурного исследования когнитивной и личностной регуляции решения творческой задачи студентами из Азербайджана и России. Студенты решали творческую задачу и заполняли два опросника - «Толерантность к неопределенности» С. Баднера и «Опросник имплицитных теорий и целей обучения» К. Двек. Настойчивость в решении задачи в азербайджанской выборке связана с константными имплицитными теориями интеллекта и личности; в российской выборке настойчивость связана с высокими самооценками успешности в обучении. При разрешении творческой задачи азербайджанские студенты ориентируются на шкалы «честности -нечестности», а российские 一 на поиск решения за пределами ситуации, что демонстрирует различия в диапазоне представлений о возможных направлениях разрешения ситуации неопределенности в двух культурных группах.
Ключевые слова имплицитные теории интеллекта, имплицитные теории личности, толерантность к неопределенности, решение творческой задачи, кросс-культурные различия, Россия, Азербайджан
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2016-4-6-14
Список цитируемой литературы 1. Двек К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей; пер. с англ. С. Кировой. М., 2013. 400 с.
2. «Искусственный интеллект» и психология / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976. 332 с.
3. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов // Психологический журнал. 2013. № 34(3). С. 89-100.
4. Модификация опросника имплицитных теорий К. Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) / Т.В. Корнилова и др. // Психологический журнал. 2008. № 29(3). С. 106-120.
5. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 24-36.
6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 1-10.
7. Марцинковская Т.Д. Социальная и эстетическая парадигмы в методологии современной психологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования: [сайт]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n37/1046-martsinkovskaya37.html (дата обращения: 30.03.2016).
8. Павлова Е.М. Имплицитные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности // Психология. Журнал Высшей Школы экономии. 2014. Т. 11. № 4. С. 75-95.
9. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., 2002. 272 с.
10. Mind-sets matter: A meta-analytic review of implicit theories and self-regulation / J.L. Burnette and oth. // Psychological Bulletin, 2013. № 139(3). P. 655-701.
11. Furnham A. Lay theories: Everyday understanding of problems in the social sciences. N.Y., 1988.
12. Heine, S. J., Raineri, A. Self-improving motivations and culture: The case of Chileans// Journal of Cross-Cultural Psychology. 2009. № 40. Р. 158-163.
13. Divergent motivational consequences of success and failure in Japan and North America / S.J. Heine and oth. // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 81. Р. 599-615.
14. Kharkhurin A.V. Multilingual matters. Bristol, Buffalo, Toronto, 2012. 240 p.
15. Implicit Theories of Intelligence and Personality, Attitudes towards Uncertainty, and Academic Achievement in College Students: cross-cultural study / T.V. Kornilova and oth. // In: The 3-rd International Academic Conference on Social Sciences. IACSS 2015 (Стамбул, 24-25 апреля 2015 г.). Conference Proceedings. Batumi, 2015. С. 189-202.
16. Eastern and Western perceptions of causality for social behavior: Lay theories about personalities and situations / A. Norenzayan and oth., ed. by D.A. Prentice, D.T. Miller // Cultural divides: Understanding and overcoming group conflict, New York: Sage, 1999. Р. 239-272.
17. Can everyone become highly intelligent? Cultural differences in and societal consequences of beliefs about the universal potential for intelligence / A. Rattan and oth. // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. № 103. Р. 787-803.
18. The Handbook of Bilingual and Multilingual Education / WE. Wright and oth. Wiley-Blackwell, 2015. 688 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.