Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2017 №1

Название статьи ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙОБЛАСТИ ЗНАНИЯ
Авторы Усольцева И.В.
Серия Психологические науки
Страницы 98 - 107
Аннотация Потребности современного образования во всестороннем и целостном научном знании о современном ребенке остро поставили на повестку дня необходимость актуализации взаимосвязи различных наук. Двойственная дисциплинарная принадлежность педагогической психологии способна обеспечить ей приоритетное значение в разработке междисциплинарного теоретического понимания системообразующих для образования категорий и понятий: «личность», «воспитание», «обучение», «развитие» и реализации на этой основе новых практик, включающих многомерную, целостную и согласованную работу разных специалистов с ребенком в современном образовании и системе помощи семье. В статье представлены результаты исторической реконструкции отечественной педагогической психологии в дореволюционный период как междисциплинарной области знания, становление и развитие которой было задано взаимодействием психологии и педагогики. Обращение к историческому прошлому позволяет использовать его потенциал для решения фундаментальных и прикладных задач на стыке наук в современных социокультурных условиях, что является задачей настоящей статьи.
Ключевые слова образование, психология, педагогика, междисциплинарность, междисциплинарное взаимодействие психологии и педагогики, история отечественной педагогической психологии, периодизация отечественной педагогической психологии
Индекс УДК 159.9.01; 37.015.3
DOI 10.18384/2310-7235-2017-1-98-107
Список цитируемой литературы 1. Барановская И.В. Становление терминологии педагогической психологии во второй половине XIX - первой четверти ХХ вв. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 2. С. 59-63.
2. Большакова В.В. Проблема формирования личности в русской психологической мысли XIX - начала XX вв.: автореф. дис. … док. психол. наук. Л., 1987. 34 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997. 480 с.
4. Карнаух Н.В. Дерптский профессорский институт как научно-педагогическая школа России в культурно-историческом контексте первой половины XIX века: автореф. дис. … док. пед. наук. М., 2016. 45 с.
5. Клюева Н.В. Исторические аспекты развития педагогической психологии // Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003. С. 28-38.
6. Кулешова Л.Н. История отечественной психологии воспитания (60-е годы XIX - 60-е годы ХХ века): дис.. док. психол. наук. СПб., 1999. 379 с.
7. Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни: две публичные лекции. СПб., 1892. 65 с.
8. Мержеевский И.П. Памяти И.М. Балинского // Иван Михайлович Балинский, отец русской психиатрии, по воспоминаниям его учеников. Киев, 1902. С. 1-16.
9. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. 336 с.
10. Петровский А.В. Об основных направления в русской психологии начала ХХ века // Из истории русской психологии / под ред. М.В. Соколова. М., 1961. С. 358-438.
11. Филонов Г.Н. Междисциплинарное исследование процесса воспитания // Педагогика. 2010. № 9. С. 3-9.
12. Филонов Г.Н., Усольцева И.В. Междисциплинарные исследования воспитания: концептуальные основы, влияние на практику // Мир психологии. 2015. № 1. С. 214-223.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.