Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2017 №3

Название статьи РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Авторы Довольнова И.В.
Серия Психологические науки
Страницы 90 - 103
Аннотация В статье рассматриваются теоретические аспекты субъектного подхода к исследованию психики и проблемы развития волевой регуляции младшего школьника с позиции изучения эмоциональной и мотивационной сфер личности. Особое внимание уделяется концепции волевого развития Г.Г. Кравцова, который определяет волю как «осмысленную инициативу», включающую два неделимых компонента: осмысленность волевого акта и активную позицию личности как субъекта собственной деятельности. В статье обращается внимание на причины, оказывающие негативное воздействие на развитие и обучение детей младшего школьного возраста. Одной из них является отсутствие активной позиции младшего школьника как субъекта деятельности. Полученные результаты позволили выделить три группы инициативности: «низкую», «среднюю», «высокую», продемонстрировали значимые различия между ними по степени её выраженности. По итогам изучения инициативности был сделан вывод, что отсутствие этого личностного образования оказывает негативное влияние на развитие и обучение детей младшего школьного возраста. Результаты исследования помогут дополнить научные представления в рамках изучения проблемы личностного развития, а также позволят спроектировать более эффективное психологическое содержание программы работы учителей по формированию учебной деятельности учащихся начального звена школы.
Ключевые слова младший школьный возраст, инициативность, осмысленная инициатива, личность, активная позиция, воля, субъект деятельности
Индекс УДК 159.9
DOI 10.18384/2310-7235-2017-3-90-103
Список цитируемой литературы 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 398 с.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997. 144 с.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. 369 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. [Электронный ресурс] // [ALLIBRARY]. [Сайт] URL: http://www.al24.ru/page/2 (дата обращения: 10.03.2016).
5. Зайцева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития регулятивной сферы учащихся в начальной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 31. С. 85-90.
6. Иванников В.А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 97-102.
7. Иванников В.А. Уроки исследований воли // Национальный психологический журнал. 2016. № 3 (23). С. 59-63.
8. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб., 2009. 368 с.
9. Кравцов Г.Г. Онтогенез воли // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15. С. 29-41.
10. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения: автореф. дис. … док. психол. наук. М. 1995. 37 с.
11. Лакин Г.Ф. Биометрия. М., 1990. 352 с.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/271772 (дата обращения: 14.03. 2016).
13. Монасевич З.Л. Создание условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников [Электронный ресурс] // Межрегиональная Тьюторская Ассоциация. URL: http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-nachalnoj-shkole/ (дата обращения: 14.03. 2016).
14. Монроз А.В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 63-76.
15. Новиков А. Л., Новикова И. А. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. № 3. С. 63-70.
16. Семенов А.А. Инициативность как лидерское качество личности: к теории вопроса. [Электронный ресурс]. URL: https://scholar.google.ru/scholar?hl= (дата обращения: 14.03 2016).
17. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. №. 3. С. 9-15.
18. Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703952 (дата обращения: 27.03.2016).
19. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9. С. 3 -23.
20. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 105-111.
21. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 1. С. 60-66.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.