Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2017 №4

Название статьи КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Авторы Борисова А.М.
Серия Психологические науки
Страницы 30 - 37
Аннотация В статье поднимается вопрос о коллективности как факторе интеграции группы в период праздников. Согласно теоретическому анализу, праздник как социально и культурно обусловленный феномен по своему происхождению носит коллективный характер. Задача данного исследования состояла в том, чтобы выяснить, какова картина праздника современного человека и содержатся ли в ней признаки коллективной направленности, отражающие стремление к единению с другими. По результатам эмпирического исследования с помощью контент-анализа были выявлены компоненты, составляющие картину праздника респондентов, и подтверждено, что данные компоненты содержат черты коллективности. Показано, что коллективные проявления во время празднования способствуют общей групповой интеграции и подкрепляют чувство идентичности каждого члена группы, которое является основой для восприятия настоящего единства.
Ключевые слова культурные ценности, психология праздника, коллективность, групповая интеграция, картина праздника, личность
Индекс УДК 159.9.07
DOI 10.18384/2310-7235-2017-4-30-37
Список цитируемой литературы 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 545 с.
3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград, 1921. 432 с.
4. Борисова А.М., Воловикова М.И. Психолого-мировоззренческие функции праздника в российском обществе // Психологические проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М., 2012. С. 105-124.
5. Воловикова М.И., Борисова А.М. Социально-психологические последствия изменений праздничного календаря // Наука. Культура. Общество. 2015. № 4. С. 63-75.
6. Гужова И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 7 (58). С. 92-95.
7. Донцов А.И. Психология коллектива (методологические проблемы исследования). М., 1984. 208 с.
8. Емельянова Т.П. Феномен коллективных чувств в психологии больших социальных групп // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 1. С. 3-22.
9. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. 336 с.
10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 256 с.
11. Элиаде М. Священное и мирское. М., 2013. 144 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 12

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2022 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.