Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №1

Название статьи МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ В ШКОЛЕ
Авторы Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Бондаренко И.Н.
Серия Психологические науки
Страницы 6 - 17
Аннотация Рассмотрена актуальность междисциплинарного изучения проблемы взаимосвязи осознанной саморегуляции в достижении целей и механизмов овладения русским языком в школе. Операционализировано понимание осознанной саморегуляции как метасистемы, интегрирующей для достижения учебных целей различные по своим уровню и природе механизмы саморегуляции (когнитивные, нейропсихологические, мотивационно-личностные и др.). Показана перспективность изучения саморегуляции разных уровней во взаимосвязи со школьной успеваемостью по русскому языку, которая, в свою очередь, рассматривается как сложный конструкт, включающий не только академические отметки, но и оценки уровня развития языковой компетенции учащихся. Перспективность изучения обозначенной проблематики определяется направленностью на создание новых научных представлений о роли регуляторных механизмов осознанного, когнитивного, нейрофизиологического, мотивационно-личностного уровней в обеспечении успешного овладения школьниками русским языком.
Ключевые слова саморегуляция, русский язык, языковая компетенция, учебная деятельность, академическая успешность
Индекс УДК 159.922.6
DOI 10.18384/2310-7235-2018-1-6-17
Список цитируемой литературы 1. Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 64-78.
2. Алексеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru/num/2010n4-12/348-alekseev-rupchev12 (дата обращения: 20.12.2017).
3. Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы психолингвистики. 2013. Т. 17. C. 20-43.
4. Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: [сайт]. 2013. № 5. URL: Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Bozhovich.shtml (дата обращения: 26.03.2018) (дата обращения: 20.12.2017).
5. Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 26-40.
6. Григорьева А.К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции // Интеграция образования. 2005. № 1-2. С. 209-216.
7. Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2015. Т. 65. № 1. С. 33-60.
8. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М., 2010. 519 с.
9. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109-123.
10. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. 2012. № 4. С. 68-74.
11. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В., Богданова О.Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников // Психологический журнал. 2014. № 4. С. 35-46.
12. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: типологические особенности учащихся как специальные ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64-75.
13. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. C. 94-102.
14. Оглуздина Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 91-94.
15. Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб., М., 2011. 486 с.
16. Семенова О.А. Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 3. С. 115-127.
17. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Тосто М.Г., Ковас Ю.В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 41-53.
18. Черниговская Т.В. Язык как интерфейс между сознанием и мозгом // Проблема сознания в междисциплинарной перспективе. М., 2013. С. 51-65.
19. Alvarez J.A., Emory E. Executive function and the frontal lobes: a meta-analytic review // Neuropsychology review. 2006. Vol. 16. No. 1. P. 17-42.
20. Berninger V., Abbott R., Cook C.R., Nagy W. Relationships of attention and executive functions to oral language, reading, and writing skills and systems in middle childhood and early adolescence // Journal of learning disabilities. 2017. Vol. 50. No. 4. P. 434-449.
21. Boekaerts M., Cascallar E. How far have we moved toward the integration of theory and practice in self-regulation? // Educational Psychology Review. 2006. Vol. 18. No. 3. P. 199-210.
22. Corno L., Mandinach E.B. The role of cognitive engagement in classroom learning and motivation // Educational psychologist. 1983. Vol. 18. No. 2. P. 88-108.
23. Diamond A. Executive functions // Annual review of psychology. 2013. Vol. 64. P. 135-168.
24. Funahashi S. Neuronal mechanisms of executive control by the prefrontal cortex // Neuroscience research. 2001. Vol. 39. No. 2. P. 147-165.
25. Language in mind: Advances in the study of language and thought / eds. D. Gentner, S. Goldin-Meadow. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2003. 528 p.
26. Gooch D., Thompson P., Nash H.M., Snowling M.J., Hulme C. The development of executive function and language skills in the early school years // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2016. Vol. 57. No. 2. P. 180-187.
27. Hauser M.D., Chomsky N., Fitch W.T. The faculty of language: What is it, who has it, and how did it evolve? // Science. 2002. Vol. 298. No. 5598. P. 1569-1579.
28. Linck J.A., Kroll J.F., Sunderman G. Losing access to the native language while immersed in a second language: Evidence for the role of inhibition in second-language learning // Psychological science. 2009. Vol. 20. No. 12. P. 1507-1515.
29. Luo D., Thompson L.A., Detterman D.K. The criterion validity of tasks of basic cognitive processes // Intelligence. 2006. Vol. 34. No. 1. P. 79-120.
30. Marslen-Wilson W.D., Tyler L.K. Morphology, language and the brain: the decompositional substrate for language comprehension // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2007. Vol. 362. No. 1481. P. 823-836.
31. Moura O., Simхes M.R., Pereira M. Executive functioning in children with developmental dyslexia // The Clinical Neuropsychologist. 2015. Vol. 28. No. 1. P. 20-41.
32. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological bulletin. 2012. Vol. 138. No. 2. P. 353.
33. Rindermann H., Neubauer A.C. Processing speed, intelligence, creativity, and school performance: Testing of causal hypotheses using structural equation models // Intelligence. 2004. Vol. 32. No. 6. P. 573-589.
34. Robbins S.B., Lauver K., Le H., Davis D., Langley R., Carlstrom A. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? A meta-analysis // Psychological bulletin. 2004. Vol. 130. No. 2. P. 261.
35. Salthouse T.A. Relations between cognitive abilities and measures of executive functioning // Neuropsychology. 2005. Vol. 19. No. 4. P. 532.
36. Stuss D.T. Functions of the frontal lobes: relation to executive functions // Journal of the international neuropsychological Society. 2011. Vol. 17. No. 5. P. 759-765.
37. Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Y.P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia. State of the Art. 2015. Vol. 8. No. 4. P. 91-100.
38. Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives / eds. B.J. Zimmerman, D.H. Schunk. Routledge, 2001. 336 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 19

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.