Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №2

Название статьи ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Авторы Мишина М.М., Перевощикова Г.С.
Серия Психологические науки
Страницы 6 - 19
Аннотация В статье описаны особенности развития фрустрационной толерантности у студентов-психологов, обучающихся на психологическом факультете и реагирующих на трудности в достижении цели. Исследование фрустрационных реакций выполнено с помощью методики Розенцвейга, которая позволяет прогнозировать некоторые эмоциональные и фрустрационные реакции у студентов-психологов на различные трудности при достижении цели. Описаны установленные различия в проявлении эмоциональных фрустрационных реакций у разных групп студентов-психологов и особенности проявления их психологической защиты, что является основанием для создания психолого-педагогических условий для воспитания устойчивости к фрустрирующим ситуациям, т. е. выработки фрустрационной толерантности. Развивать фрустрационную толерантность как профессиональную способность необходимо в условиях обучения и воспитания будущих психологов, что будет способствовать преодолению психологических барьеров.
Ключевые слова агрессивность, зрелость психологическая, импунитивность, интропунитивность, фрустрация, фрустрационная толерантность, фрустрационное состояние, фрустрирующая ситуация, экстрапунитивность
Индекс УДК 159.923
DOI 10.18384/2310-7235-2018-2-6-19
Список цитируемой литературы 1. Ачасова Л.Ю. Толерантность в деятельности современного педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. № 11. С. 24-27.
2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. М., 2002. 512 с.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 2008. 200 с.
4. Гаева А.С. Толерантность - императив политики мультикультурализма // Обозреватель-Observer. 2014. № 5 (292). С. 75-82.
5. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Психологическая поддержка студентов в преодолении фрустрации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (2). С. 137-142.
6. Игумнова О.Б. Характеристика и исследование типов комплексов негативных психических состояний у студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 1. С. 13-18.
7. Костенко Е.П., Михалкина Е.В. История менеджмента: учебное пособие. Ростов-н/Д., 2014. 606 с.
8. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 235 с.
9. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 3-12.
10. Лебедева Я.Е. Мотивационные и атрибутивные факторы агрессивного реагирования в ситуации фрустрации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Минск, 2017. 26 с.
11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека: монография. М., 2004. 344 с.
12. Львова Е.Н. Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2017. 29 с.
13. Львова Е.Н., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности // Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 19-27.
14. Минакхметова А., Скудельник О. Мотивационная и ценностная направленность учителя как условие формирования у студентов терпимого поведения // Man in India. 2017. № 97 (3). С. 323-332.
15. Митина Л.М. Экспериментальное изучение фрустрационной толерантности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. № 2. С. 63-81.
16. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
17. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008. № 4. С. 12-17.
18. Розенцвейг С. Психодиагностика. М., 2004. 388 с.
19. Хусейнова С.В., Мишина М.М., Швычков В.Р. Исследование профессиональных аддикций педагогов на основе системного подхода в целях совершенствования безопасности образовательной среды // Man in India. 2017. № 3. С. 467-475.
20. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 128 с.
21. Эрбегеева А.Р. Психологическая поддержка студентов, находящихся в состоянии фрустрации: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2009. 192 с.
22. Rosenzweig S. General Outline of Frustration // Character, and person. 1938. Vol. 15. № 2. P. 19-40.
23. Rosenzweig S., Fleming E.E., Rosenzweig L. The children’s Form of the Rosenzweig Picture-Frustration Study // The Journal of General Psychology. 1948. Vol. 26. P. 10-12.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 23

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.