Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №2
Название статьи | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК РЕГУЛЯТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ |
Авторы | Алдашева А.А., Гуцыкова М.Е., Зеленова С.В. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 20 - 36 |
Аннотация | Статья посвящена изучению особенностей психической регуляции поведения и деятельности замещающих родителей («социальных воспитателей»). Проблема рассмотрена с позиций социальной психологии труда в контексте работ, направленных на изучение профессиональной успешности субъекта труда при выполнении деятельности. В эмпирическом исследовании изучались составляющие профессионального менталитета (ценностные ориентации и компоненты индивидуального стиля саморегуляции произвольного поведения), выступающие важными регуляторами произвольной активности и межличностного взаимодействия, влияющие на эффективность, качество и результативность труда. Полученные эмпирические факты позволили выявить иерархию ценностных ориентаций замещающих родителей, получить регуляторный профиль, типичный для данной профессиональной группы, определить ряд проблем в содержании профессионального менталитета замещающих родителей, наличие которых может негативно повлиять на благополучие и жизнеспособность профессиональной приёмной семьи. |
Ключевые слова | психическая регуляция поведения и деятельности, профессионализм, профессиональный менталитет, замещающая семья, профессия «социальный воспитатель» |
Индекс УДК | 159.9 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2018-2-20-36 |
Список цитируемой литературы | 1. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 121-128. 2. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. К проблеме построения профессиограммы специалиста «замещающий родитель» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 99-114. 3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи [Электронный ресурс] // Вестник Университета Российской академии образования: [сайт]. 2017. № 5. URL: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2016/03 (дата обращения: 10.04.2018). 4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Ценностные ориентации у профессиональных приемных родителей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. URL: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova (дата обращения: 12.04.2018). 5. Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Понаморева Е.А., Рунец О.В. Анализ особенностей индивидуального стиля саморегуляции у замещающих родителей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 54-74. 6. Анализ законопроекта о социальных воспитателях [Электронный ресурс] // Родительское всероссийское сопротивление: [сайт]. URL: http://r-v-s.su/statia/analiz-zakonoproekta-o-socialnyh-vospitatelyah (дата обращения: 15.04.2018). 7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 425 с. 8. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы. М., 2006. 624 с. 9. Дикая Л.Г. Социально-психологические и личностные аспекты саморегуляции функционального состояния человека // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М., 2012. С. 163-181. 10. Дорохова Т.С. Профессиональная ментальность российского педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 126-131. 11. Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты профессиональной приемной семьи [Электронный ресурс] // Мир науки: [сайт]. 2015. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf (дата обращения: 15.04.2018). 12. Жуйкова В.Б., Панюшина Т.Д. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 83-101. 13. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 69-82. 14. Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 140-149. 15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 с. 16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2005. 940 с. 17. Митина Л.М. Психологические особенности смысложизненных ориентаций современного человека: профессионал или маргинал // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. URL: http://www.pirao.ru (дата обращения: 20.04.2018). 18. Митина Л.М. Смысл жизни как рефлексивный ресурс профессионального развития педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 4. С. 81-89. 19. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007. 215 с. 20. Попова Е.А. Понятие профессионального менталитета в научной литературе // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 47-55. 21. Проблемы сиротства в современной России: психологический аспект / отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2015. 670 с. 22. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М., 2009. 352 с. 23. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с. 24. СК предлагает пересмотреть порядок усыновления из-за насилия над детьми [Электронный ресурс] // ИЗВЕСТИЯ IZ: [сайт]. URL: https://iz.ru/703937/2018-02-03/sk-predlagaet-peresmotret-poriadok-usynovleniia-iz-za-nasiliia-nad-detmi (дата обращения: 19.04.2018). 25. Соколов А.Г. Менталитет как категория исследования в педагогике и психологии [Электронный ресурс] // Педагогические науки. 6. Социальная педагогика. URL: http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34638.doc.htm (дата обращения: 25.04.2018). 26. Читао Р.А. Особенности субъективных представлений о замещающих родителях: гендерный аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 2. С. 47-58. 27. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. URL: http://www.pirao.ru (дата обращения: 10.04.2018). 28. Шульга Т.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 3. С. 73-82. 29. Юревич А.В. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.04.2018). REFERENCES 30. Aldasheva A.A. [Professional competence: the concept and structure]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology], 2012, no. 4 (109), pp. 121-128. 31. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. [The problem of creating professiogram of the specialist “substitute parent”]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2016, no. 1, pp. 99-114. 32. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. [Professional mentality of the adoptive parents as a factor in the success of foster families]. In: Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Bulletin of the Russian Academy of Education], 2017, no. 5. Available at: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2016/03 (accessed: 10.04.2018). 33. Aldasheva A.A., Zelenova M.E., Runets O.V. [Value orientation of professional foster parents]. In: Weiser G.A., Kiselnikova N.V., Popova T.A., eds. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [Psychological problems of life sense and acme: an electronic collection of materials of the XXII symposium]. Available at: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova (accessed: 12.04.2018). 34. Aldasheva A.A., Zelenova M.E., Ponamoreva E.A., Runets O.V. [The analysis of peculiarities of individual style of self-regulation of substitute parents]. In: Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda [Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and work psychology], 2017, vol. 2, no. 1, pp. 54-74. 35. [Analysis of the draft law on social educators]. In: Roditel’skoe vserossiiskoe soprotivlenie [All-Russian parental resistance]. Available at: http://r-v-s.su/statia/analiz-zakonoproekta-o-socialnyh-vospitatelyah (accessed: 15.04.2018). 36. Berns R. Razvitie YA-kontseptsii i vospitanie [The development of self-concept and education]. Moscow, 1986. 425 p. 37. Bodrov V.A. Psikhologiya professional’noi deyatel’nosti: teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity: theoretical and applied problems]. Moscow, 2006. 38. 624 p. 39. Dikaya L.G. [Socio-psychological and personal aspects of self-regulation of human functional state]. In: Bodrov V.A., Zhuravlev A.L., eds. Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki. Vypusk 4. [Actual problems of psychology of labor, engineering psychology and ergonomics. Issue 4]. Moscow, 2012, pp. 163-181. 40. Dorokhova T.S. [Professional mentality of a Russian teacher]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2016, no. 3, pp. 126-131. 41. Ermolaeva E.P. [The identifying aspects of professional foster family]. In: Mir nauki [The world of science], 2015, no. 4. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf (accessed: 15.04.2018). 42. Zhuikova V.B., Panyushina T.D. [The concept of professional position of an accepting parent]. In: Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling psychology and psychotherapy], 2015, no. 4, pp. 83-101. 43. Zelenova M.E. [Individual style of self-regulation as an internal resource stress resistance for the subjects of labor activities]. In: Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2013, no. 1, pp. 69-82. 44. Klimov E.A. [Professional mentality and psihopatologicaka hypothesis]. In: Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and modernity], 1995, no. 6, pp. 140-149. 45. Konopkin O.A. Psikhologicheskie mekhanizmy regulyatsii deyatel’nosti [Psychological mechanisms of regulation of activity]. Moscow, 1980. 256 p. 46. Kraig G., Bokum D. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Saint Petersburg, 2005. 940 p. 47. Mitina L.M. [Psychological characteristics of life-meaningful orientations of modern man: professional or marginal]. In: Weiser G.A., Kiselnikova N.V., Popova T.A., eds. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [Psychological problems of life sense and acme: an electronic collection of materials of the XXII symposium]. Available at: http://www.pirao.ru (accessed: 20.04.2018). 48. Mitina L.M. [The meaning of life as a reflexive resource for a teacher’s professional development]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2014, no. 4, pp. 81-89. 49. Morosanova V.I., Aronova E.A. Samosoznanie i samoregulyatsiya povedeniya [Self-awareness and self-regulation of behavior]. Moscow, 2007. 215 p. 50. Popova E.A. [The concept of a professional mentality in scientific literature]. In: Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2010, no. 2, pp. 47-55. 51. Makhnach A.V., Prikhozhan A.M., Tolstukh N.N., eds. Problemy sirotstva v sovremennoi Rossii: psikhologicheskii aspekt [The problems of orphans in contemporary Russia: the psychological aspect]. Moscow, 2015. 670 p. 52. Prokhorov A.O. Smyslovaya regulyatsiya psikhicheskikh sostoyanii [Semantic regulation of mental states]. Moscow, 2009. 352 p. 53. Raven D. Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society: identification, development and implementation]. Moscow, 2002. 396 p. 54. [Investigating Committee proposes to revise the procedure of adoption owing to growing child abuse]. In: IZVESTIYA IZ [NEWS IZ]. Available at: https://iz.ru/703937/2018-02-03/sk-predlagaet-peresmotret-poriadok-usynovleniia-iz-za-nasiliia-nad-detmi (accessed: 19.04.2018). 55. Sokolov A.G. [Mentality as a category of research in pedagogy and psychology]. In: Pedagogicheskie nauki. 6. Sotsial’naya pedagogika. [Pedagogical science. 6. Social pedagogy]. Available at: http://www.rusnauka.com/18_NPM_2008/Pedagogica/34638.doc.htm (accessed: 25.04.2018). 56. Chitao R.A. [Features of substitute parents’ subjective perceptions: gender aspect]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2014, no. 2, pp. 47-58. 57. Chudnovsky V.E. [The meaning of life and personality]. In: Weiser G.A., Kiselnikova N.V., Popova T.A., eds. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: elektronnyi sbornik materialov XX simpoziuma [Psychological problems of life sense and acme: an electronic collection of XX symposium]. Available at: http://www.pirao.ru (accessed: 10.04.2018). 58. SHul’ga T.I. [Socialization of children-orphans and children left without parental care]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2012, no. 3, pp. 73-82. 59. Yurevich A.V. [Structural elements of national mentality]. In: Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Psychological researches: electronic scientific journal], 2013, vol. 6, no. 29. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 17.04.2018). |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 15 |

