Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2018 №3
Название статьи | ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ |
Авторы | Ишутин А.А. |
Серия | Философские науки |
Страницы | 118 - 128 |
Аннотация | В статье рассматриваются взгляды русских философов-славянофилов. Вводится термин “онтологический холизм” для обозначения их мировоззрения. Делается особый акцент на том, что внутренней отправной точкой для духовных исканий славянофилов стало острое чувство единства мира, а внешней точкой - поиск мировоззрения альтернативной Европы, которое воплощено, по их мнению, наиболее полно в русском самосознании. Именно это самосознание вызвало к жизни русскую культуру, которая является олицетворением разумности и цельности. В статье обосновывается неприятие славянофилами “автономного разума” в западноевропейском понимании. Используя исторический, аналитический, диалектический и системный методы исследования, автор приходит к выводу, что целостное мышление является краеугольным камнем не только мировоззрения славянофилов, но и той мировоззренческой парадигмой, которая определила дальнейший путь развития русской философии. |
Ключевые слова | холизм, целостность, онтология, рассудок, Богопознание, органицизм, всеобщность, единство, первореальность |
Индекс УДК | 141.2 |
DOI | 10.18384/2310-7227-2018-3-118-128 |
Список цитируемой литературы | 1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). СПб.: Летний сад, 2001. 212 с. 2. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с. 3. Ишутин А.А. Идеи холизма в русской философии. М: Триада, 2017. 154 с. 4. Ишутин А.А. Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 4. C. 21-30. 5. Ишутин А.А. Холизм и солидарность в философских взглядах В.Ф. Одоевского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 2. С. 124-133. 6. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея: антология. М.: Республика, 1992. С. 154. 7. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. 384 с. 8. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с. 9. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911. 289 с. 10. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1993. 11. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и практические. 3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2004. 416 с. 12. Матюхин А.В. Основные параметры идеологических проектов в России // Обозреватель-Observer. 2008. № 12. С. 36-49. 13. Минченков А.Г. Философия холизма и возможности применения её положений в теории и практике перевода // Вестник СПбГУ. Серия 9. 2014. Вып. 2. C. 121-130. 14. Талбот М. Голографическая вселенная. Новая теория реальности. М.: София, 2016. 384 с. 15. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и писем: в 6 т. Т. 3. М.: Классика, 2003. 526 с. 16. Уилбер К. Теория всего. Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. М.: Постум, 2013. 256 с. 17. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев: Путь к истине, 1991. 599 с. 18. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 461 с. 19. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 2. М.: Университетская типография, 1900. 482 с. 20. Хомяков А.С. Сочинения: в 2 т. М.: Медиум, 1994. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 30 |
