Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2018 №3

Название статьи К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
Авторы Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В.
Серия Педагогика
Страницы 13 - 24
Аннотация Статья посвящена изучению понятия «психологическая безопасность образовательной среды» (не имеющего однозначного толкования в литературе), связанного не с отдельными психическими процессами, а с психологическим здоровьем личности в целом. Рассмотрены компоненты образовательной среды. Проанализированы психологические угрозы в образовании. На основе использования комплекса теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, анкетирование) в соответствии с концепцией целостного подхода к воспитанию разработана теоретическая модель взаимосвязи, взаимодействия социальных институтов, других компонентов образовательной среды для создания её психологической безопасности. В статье изложены результаты диагностики представлений подростков о здоровье, где важнейшим условием создания психологически безопасной образовательной среды является отношение к здоровью как к ценности.
Ключевые слова психологическая безопасность образовательной среды, психологические угрозы в образовании, подсистемы целостного процесса организации психологически безопасной образовательной среды, социально-психологическая и духовно-личностная
Индекс УДК 37.018.2
DOI 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
Список цитируемой литературы 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с.
2. Альманах института коррекционной педагогики. Архив. [Электронный ресурс]. 2017. № 31. URL: https/alldef/ru/ru/article (дата обращения: 03.09.2018).
3. Бакланова Н.К. К проблеме здоровьесбережения и организации здоровьесберегающей среды // Вестник Российского нового университета. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. Иностранные языки. 2013. Вып. 1. С. 152-156.
4. Бакланова Н.К. Психологическое здоровье в структуре профессионального мастерства специалиста социальной сферы // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Бакланова, Ю.В. Челышева. М., 2014. С. 7-13.
5. Бакланова Н.К. Работа с неблагополучной семьей: учебно-методическое пособие. М., 2018. 68 с.
6. Бакланова Н.К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сборник научных статей / под ред. А.В. Иванова. М., 2016. С. 51-58.
7. Бакланова Н.К., Лосева Л.П. Социально-культурная среда как фактор формирования физической культуры детей и подростков // Созидательная миссия культуры: сб. статей молодых ученых. Ч. 1. М., 2002. С. 110-115.
8. Бакланова Н.К., Майер А.А. К проблеме совершенствования подготовки кадров социально-культурной деятельности // Bulletin of the international centre of art and education. [Электронный ресурс]. № 3. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/2_2016_Potapov.pdf (дата обращения: 04.12.2017).
9. Журавлева Е.А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. 2009. № 3. С. 39-44.
10. Здравоохранение в России - 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с.
11. Иванова Т.С. Педагогический вуз здоровья // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 53-57.
12. Иванова Т.С., Ле-Ван Т.М., Черепанова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях (компетентность педагога - руководителя в вопросах здоровьесбережения): программа курсов повышения квалификации работников образования. М., 2004. 20 с.
13. Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: [сайт]. 2014. № 3. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_3_3960.pdf (дата обращения: 03.09.2018).
14. Лосева Л.И. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 24 с.
15. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка: методическое пособие для специалистов муниципальных социальных служб / сост. Е.А. Журавлева и др. М., 2003. 67 с.
16. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.
17. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / науч. ред. Н.К. Баклановой, Ю.В. Челышевой. М., 2014. 104 с.
18. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2005. 252 с.
19. Статистика суицидов в России за 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistika-suitsidov (дата обращения: 25.08.2018).
20. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004. 80 с.
21. Флит А.А. Формирование представлений подростков о здоровье в процессе использования социальной рекламы: магистерская дис. М., 2014. 108 с.
22. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2012. № 5. URL: https//moloch ru /archive/40/4867 (дата обращения: 25.08.2018).
23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 365 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 17

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.