Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №3

Название статьи ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ШКАЛЫ ДИСКУРСИВНЫХСПОСОБНОСТЕЙ
Авторы Воронин А.Н.
Серия Психологические науки
Страницы 19 - 38
Аннотация В статье представлены результаты исследования факторной структуры многомерной методики диагностики дискурсивных способностей. Разработка методики базировалась на материале обыденного дискурса, поддержание которого требует решения различных коммуникативных задач. В ходе исследования была осуществлена проверка факторной структуры методики, разработанной на основе априорных представлений о 4-ёх фазах обыденного разговора. Эксплораторный факторный анализ выявил трёхфакторную структуру дискурсивных способностей: «изменение направленности беседы», «инициирование разговора» и «поддержание беседы». Использование моделирования структурными уравнениями (SEM) подтвердило трёхфакторную модель дискурсивных способностей. Показано сохранение факторной структуры краткого варианта методики диагностики дискурсивных способностей.
Ключевые слова дискурсивные способности, дискурс, коммуникативные способности, коммуникативная задача, общение
Индекс УДК 159.9.072
DOI 10.18384/2310-7235-2018-3-19-38
Список цитируемой литературы 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987. 304 с.
2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003. 320 с.
3. Воронин А.Н. Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика. М., 2015. 176 с.
4. Воронин А.Н. Методика диагностики дискурсивных способностей на материале повседневной лексики // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 2. С. 94-112.
5. Воронин А.Н. Эффективность совместной интеллектуальной деятельности при групповом решении задач // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 22-29.
6. Воронин А.Н., Кочкина О.М. Дискурсивные и лингвистические способности в структуре интеллекта человека // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. № 2. С. 124-132.
7. Воронин А.Н., Кочкина О.М. Структура языковых способностей в процессе освоения дискурсивной практики // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 3. С. 92-110.
8. Гофман Э.Г. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. М., 2009. 319 с.
9. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 312 с.
10. Журавлев А.Л., Павлова Н.Д. К междисциплинарной проблематике дискурса // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. М., 2007. С. 6-11.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009. 576 с.
12. Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. Ярославль, 2011. 60 с.
13. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга: руководство для ведущего. Ярославль, 1997. 70 с.
14. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М.,1997. 226 с.
15. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. СПб., 2009. 456 с.
16. Павлова Н.Д. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолингвистике // Психологические исследования дискурса. М., 2002. С. 8-43.
17. Павлова Н.Д. Психология дискурса // Психология ХХI века: учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. С. 441-459.
18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2003. 560 с.
19. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / под ред. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. М., 1989. 176 с.
20. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. 368 с.
21. Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. Психология деловых отношений. М., 2001. 277 с.
22. Семечкин Н.И. Социальная психология. Владивосток, 2003. 133 с.
23. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995. 243 с.
24. Тард Г. Законы подражания / пер. с фр. Ф. Павленков. М., 2011. 304 с.
25. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. Т. 2. М., 2001. С. 50-53.
26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
27. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000. 640 с.
28. Byrne В.M. Structural equation modeling in M plus. New York, 2012. 402 p.
29. Gluck, G A, Psychometric Properties of the FIRO-B: A Guide to Research, Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. 1983. 183 р.
30. Kline R.B. Principles and practice of structural equation modeling. 3rd ed. New York, 2011. 432 p.
31. Little T.D., Cunningham W.A., Shahar G., Widaman К.P. To parcel or not to parcel: Exploring the question, weighing the m erits // Structoral Equation Modeling. 2002. Vol. 9. Nо. 2. P. 151-173.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.