Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №3

Название статьи Исследование специфики взаимосвязи осознаннойсаморегуляции, академической мотивации и субъективного благополучия младших подростков
Авторы Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Цыганов И.Ю.
Серия Психологические науки
Страницы 144 - 158
Аннотация Представлены данные эмпирического исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции учебной деятельности, личностных особенностей и академической мотивации с субъективным благополучием учащихся 5-х классов. Для диагностики осознанной саморегуляции были использованы методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности», субъективного благополучия «Многомерная детская шкала удовлетворённости жизнью», академическая мотивация оценивалась с помощью опросника «Шкалы академической мотивации школьников», методика «Большая пятерка - детский вариант» применялась для диагностики личностных характеристик. На основании данных корреляционного анализа проинтерпретированы значимые связи субъективного благополучия школьников с особенностями осознанной саморегуляции учебной деятельности, личностными факторами и академической мотивацией. Учащиеся с высоким субъективным благополучием характеризуются значимо высокими показателями саморегуляции, экстраверсии, дружелюбия, добросовестности, открытости опыту, внутренней мотивацией, чем учащиеся с низким уровнем.
Ключевые слова осознанная саморегуляция, субъективное благополучие, личностные особенности, академическая мотивация
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2018-3-144-158
Список цитируемой литературы 1. Бочарова Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 1. С. 64-69.
2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. Т. 1. С. 35-45.
3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65-74.
4. Малых C.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка - детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6-12.
5. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М., 2015. 315 с.
6. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.
7. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 32-45.
8. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 9-20.
9. Фролова Ю.Г., Синкевич К.Д., Федосенко А.В. Способность к саморегуляции и воспринимаемый контроль как условия психологического благополучия студентов // Философия и социальные науки. 2015. № 4. С. 48-53.
10. Cantor N. Life task problem solving: Situational affordances and personal needs // Personality and Social Psychology Bulletin. 1994. Vol. 20. № 3. P. 235-243.
11. Casas F., Figuer C., Gonzбlez M., Malo S., Alsinet C., Subarroca S. He well-being of 12-to 16-year-old adolescents and their parents: Results from 1999 to 2003 Spanish samples // Social Indicators Research. 2007. Vol. 83. № 1. P. 87-115.
12. Chirkov V.I., Ryan R.M. Parent and teacher autonomy-support in Russian and US adolescents: Common effects on well-being and academic motivation // Journal of cross-cultural psychology. 2001. Vol. 32. № 5. P. 618-635.
13. DeNeve K.M., Cooper H. The happy personality: A meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being // Psychological bulletin. 1998. Vol. 124. № 2. P. 197-229.
14. Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. Extrinsic rewards and intrinsic motivation in education: Reconsidered once again // Review of educational research. 2001. Vol. 71. № 1. P. 1-27.
15. Diener E., Sandvik E.D., Pavot W., Fujita F. Extraversion and subjective well-being in a US national probability sample // Journal of research in personality. 1992. Vol. 26. № 3. P. 205-215.
16. Emmons R.A. Personal goals, life meaning, and virtue: wellsprings of a positive life // Flourishing: positive psychology and the life well-lived / eds. C. Keyes, J. Haidt. Washington, DC: American Psychological Association, 2003. P. 105-128.
17. Eryilmaz A. A model for subjective well-being in adolescence: Need satisfaction and reasons for living // Social Indicators Research. 2012. Vol. 107. № 3. P. 561-574.
18. Gestsdottir S., Lerner R.M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development. 2008. Vol. 51. № 3. P. 202-224.
19. Gilman R., Huebner S. A review of life satisfaction research with children and adolescents // School Psychology Quarterly. 2003. Vol. 18. № 2. P. 192-205.
20. Huebner E.S., Alderman G.L. Convergent and discriminant validation of a children’s life satisfaction scale: Its relationship to self-and teacher-reported psychological problems and school functioning // Social indicators research. 1993. Vol. 30. № 1. P. 71-82.
21. Klug H.J.P., Maier G.W. Linking goal progress and subjective well-being: A meta-analysis // Journal of Happiness Studies. 2015. Vol. 16. № 1. P. 37-65.
22. Larsen R.J., Ketelaar T. Personality and susceptibility to positive and negative emotional states // Journal of personality and social psychology. 1991. Vol. 61. № 1. P. 132-140.
23. Lyons M.D., Huebner E.S., Hills K.J. Relations among personality characteristics, environmental events, coping behavior and adolescents’ life satisfaction // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol. 17. № 3. P. 1033-1050.
24. McCabe K., Bray M.A., Kehle T.J., Theodore L.A., Gelbar N.W. Promoting happiness and life satisfaction in school children // Canadian journal of school psychology. 2011. Vol. 26. № 3. P. 177-192.
25. McCrae R.R., Costa P.T. The NEO Personality Inventory: Using the Five Factor ModeI in Counseling // Journal of Counseling & Development. 1991. Vol. 69. № 4. P. 367-372.
26. Pavot W., Diener E.D., Fujita F. Extraversion and happiness // Personality and individual differences. 1990. Vol. 11. № 12. P. 1299-1306.
27. Proctor C., Linley P.A., Maltby J. Very happy youths: Benefits of very high life satisfaction among adolescents // Social indicators research. 2010. Vol. 98. № 3. P. 519-532.
28. Steel P., Schmidt J., Shultz J. Refining the relationship between personality and subjective well-being // Psychological bulletin. 2008. Vol. 134. № 1. P. 138-161.
29. Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents’ life satisfaction // School Psychology International. 2006. Vol. 27. № 5. P. 567-582.
30. Suldo S.M., Minch D.R., Hearon B.V. Adolescent life satisfaction and personality characteristics: Investigating relationships using a five factor model // Journal of Happiness Studies. 2015. Vol. 16. № 4. P. 965-983.
31. Tavakolizadeh J., Yadollahi H., Poorshafei H. The role of Self regulated learning strategies in psychological well being condition of students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 807-815.
32. Valois R.F., Paxton R.J., Zullig K.J., Huebner E.S. Life satisfaction and violent behaviors among middle school students // Journal of Child and Family Studies. 2006. Vol. 15. № 6. P. 695-707.
33. Zimmerman S.M., Phelps E., Lerner R.M. Intentional self-regulation in early adolescence: Assessing the structure of selection, optimization, and compensation processes // International Journal of Developmental Science. 2007. Vol. 1. № 3. P. 272-299.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 9

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.