Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №4

Название статьи СТАНОВЛЕНИЕ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Авторы Цыганов И.Ю., Бондаренко И.Н., Моросанова В.И.
Серия Психологические науки
Страницы 10 - 23
Аннотация Целью работы является изучение возрастных различий в уровне развития осознанной саморегуляции учебной деятельности у воспитанников суворовского военного училища и учащихся общеобразовательных школ различных классов обучения. Выполнено сравнение показателей их регуляторного развития и сопоставление регуляторных предикторов академической успеваемости на выборке воспитанников Московского суворовского военного училища (N = 343) и учащихся общеобразовательных школ (N = 554) с 6 по 11 классы обучения по данным опросной методики «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М» В.И. Моросановой. Результаты анализа подтвердили предположение о существовании возрастной и ситуационной специфики развития осознанной саморегуляции у суворовцев. Эмпирически проверено утверждение о том, что условия обучения в военном училище способствуют опережающему развитию у суворовцев осознанной саморегуляции учебной деятельности. В заключение описаны основные закономерности становления осознанной саморегуляции в различных условиях обучения у суворовцев и школьников, а также ресурсный характер выявленных регуляторных предикторов академических достижений. Статья адресована педагогам-психологам образовательных учреждений общего и военного профиля.
Ключевые слова осознанная саморегуляция, возрастные особенности, ситуационная специфика, учебная деятельность, суворовцы
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23
Список цитируемой литературы 1. Копылова Н.В., Анцибор Ю.А. Особенности психологического сопровождения воспитанников суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности: статья // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 75-85.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М., 2015. 304 с.
3. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития: статья // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109-123.
4. Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 4-17.
5. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.
6. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М., 2017. С. 510-516.
7. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 34-45.
8. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб., 2017. 380 с.
9. Хабибулин Р.Г., Хабибулина Н.В. Обучение курсантов навыкам саморегуляции как одна из основных задач по профессионально-психологическому сопровождению в ходе образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. Т. 9. № 5-1-2. С. 62-68.
10. Цыганов И.Ю., Бондаренко И.Н. Возрастные различия регуляторных предикторов академических достижений учащихся суворовского училища // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М., 2017. С. 599-606.
11. Цыганов И.Ю., Ованесбекова М.Л., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с академической успешностью у учащихся суворовского училища // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 113-117.
12. Morosanova V., Bondarenko I., Fomina T., Burmistrova-Savenkova A. Self-regulation, personality factors, academic motivation, math achievement in middle and senior school [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioral Science, 2018. URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.53 (дата обращения: 03.09.2018).
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 12

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.