Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №4

Название статьи ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОДЧИНЕНИЯ
Авторы Шульга Т.И., Линьков Е.А.
Серия Психологические науки
Страницы 92 - 107
Аннотация В статье раскрывается недостаточно изученная проблема понимания подчинения студентами, так как именно в этом возрасте формируется осознанное отношение к самодисциплине, саморегуляции поведения. В психологии личности термин «подчинение» используется в значении «покорность», выделены виды подчинения: повиновение, внешняя и внутренняя конформность, внушаемость, а также коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность личности с коллективом, принятие и активное отстаивание его ценностей, норм и стандартов, убеждений, идеалов и установок). С помощью 4 методик были изучены представления 84 студентов разных курсов о подчинении и выявлены личные детерминанты подчинения. Результаты, полученные в исследовании, показали, что студенты имеют представление о «подчинении» и «неподчинении», формулируют определения, показывают уровень его понимания, который имеет определённую иерархию с 1 по 4 курс. Среди ответов встречаются и стереотипы данного понятия, существующие в обществе. Применение факторного анализа свидетельствует о высокой степени зависимости личностных качеств студентов от уровня их подчинения, что позволяет определить детерминанты личностного подчинения.
Ключевые слова подчинение, неподчинение, личностные детерминанты, ценности, уровень подчинения
Индекс УДК 159.88.
DOI 10.18384/2310-7235-2018-4-92-107
Список цитируемой литературы 1. Александров В.Б. Культура подчинения // Управленческое консультирование. 2005. № 3 (19). С. 28-33.
2. Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/3/Astanina.phtml (дата обращения: 17.10.2018).
3. Бубнова С.С., Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnyem/razdel_3_a/bubnova_ss.html (дата обращения: 17.10.2018).
4. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб., 2015. 360 с.
5. Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности // Психологический журнал. 2017. № 1. С. 6-16.
6. Зимбардо Ф. Социальное влияние. СПб., 2003. 360 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. 480 с.
8. Лири Т., Метцнер Р., Олпорт О. Психоделический опыт. М., 1998. 160 с.
9. Лисовский В.Т. Социология молодежи: учебное пособие. СПб., 1996. 362 с.
10. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло / пер. с нем. А. Федорова. М., 2017.
11. 160 с.
12. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990. 260 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М., 2017. 462 с.
14. Олпорт Г. Становление личности. М., 2010. 130 с.
15. Парыгин Б.Д. Общение как информационный процесс в системе руководства и подчинения / под общ. ред. Л.B. Винокурова, И.Л. Скрипюка. СПб., 2014. 106 с.
16. Прозоров В. О семантических горизонтах понятия «власть» // Логос. 2013. № 39. С. 58-64.
17. Раскумандрина М.Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 231 c.
18. Милгрэм С. Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль. М., 2016. 282 с.
19. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск, 1990. 208 с.
20. Фридман А. Управление поступками подчиненных. Эффективное оперативное управление. М., 2015. 276 с.
21. Чернявская А.Г. Психология господства и подчинения: хрестоматия. Минск, 2015. 320 с.
22. Чернявская А.Г. Психология господства и подчинения: хрестоматия. Минск, 2013. 204 с.
23. Черток Т.В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-1. С. 180-182.
24. Breslow N., Evans L., Langley J. On the prevalence and roles of females in the sadomasochistic subculture: Report of an empirical study // Archives of Sexual Behavior. 1985. Vol. 14. № 4. P. 303-317.
25. Moser C. Sadomasochism // Journal of Social Work and Human Sexuality. 1988. № 7. P. 43-56.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 11

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.