Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2018 №4
Название статьи | ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЬНОГО И СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ |
Авторы | Сергеева М.М., Мишина С.В. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 117 - 128 |
Аннотация | В статье описаны особенности психологической адаптации у старших подростков в условиях раздельного и совместного обучения. Для выявления уровня психологической адаптации у учащихся была выбрана методика диагностики (личностный опросник) социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегирёвой. Целью применения данной методики является определение особенностей адаптационного периода личности в условиях раздельного и совместного обучения. В ходе исследования установлены статистически достоверные различия в проявлении психологической адаптации у двух групп учащихся совместных и раздельных классов, которая выше при раздельном типе обучения, что является основанием для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную сферу с целью профилактики феномена нарастающей умственной и нервно-психической нагрузки в школе. Проведённое исследование способствует расширению представлений о психологической адаптации, связанной с особенностями подросткового возраста, в частности психического развития юношей и девушек, что даёт возможность лучше понять необходимые условия их обучения. Статья адресована психологам и педагогам-психологам средних учебных заведений. |
Ключевые слова | психологическая адаптация подростков, школьная дезадаптация, раздельное и совместное обучение, пубертат, старший подростковый возраст |
Индекс УДК | 159.9 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2018-4-117-128 |
Список цитируемой литературы | 1. Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы ІX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ.ред. В.Н. Крылова. Арзамас, 2013. 274 с. 2. Базарный В.Ф. О трагических последствиях смешанного воспитания и обучения в школах // Образование и здоровье учащихся: материалы Всероссийского форума с международным участием. Ч. III. М., 2005. С. 29-37. 3. Бакиров Э.П. Раздельное обучение как фактор современного образования // Наука и образование: XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 17-21 апреля 2017 г.Томск, 2017.С. 23-27. 4. Балгабекова Т.В. Гендерные аспекты интеграции обучения и воспитания в современной школе (создание модели школы полного дня по принципу раздельного обучения девочек и мальчиков в условиях общеобразовательной школы) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 29. С. 69-73. 5. Басманова Е.С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 565-567. 6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2005. 368 с. 7. Грухин Ю.А., Самодуров Р.М. Стоит ли вернуться к раздельному обучению?//Актульные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты: материалы Международной научно-практической конференции.Новосибирск, 2016. С. 112-114. 8. Гудкова Т.В., Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков в условиях раздельного и смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 156-161. 9. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. М., 1998. 184 с. 10. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности /Э.М. Казин и др.// Физиология человека. 2012. Т. 28.№ 3. С. 23-29. 11. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М., 2010. 80 с. 12. Мусина А.А., Сулейменова Р.К., Сакенова А.К. Значимость эмоционального стресса в развитии девиантных состояний// Инновационная наука. 2015. № 10. С. 126-129. 13. Романова Г.В. Анализ зарубежных исследований по проблеме раздельного обучения, теория и практика реализации гендерного подхода в образовании// Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М : ФГКОУ, 2018. С. 124-129. 14. Талина И.В., Карнаухова М.В. Раздельное обучение в отечественной педагогической теории и практике // Международные отношения, регионоведение, образование. Ульяновск, 2017. С. 16-23. 15. Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Дикопольская Н.Б., Байлалова Г.А., Каюмова Г.М. Возрастно-половые особенности и механизмы адаптационных реакций у детей в пре-и пубертатный периоды развития // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 6.С. 103-110. 16. Haag P. Single-sexEducationinGradesK-12 // TheJossey-BassReaderonGenderinEducation. SanFrancisco, 2002. P. 6-11. 17. Klein S. Handbook for Achieving Gender Equity through Education. 2nd ed. Mahwah, NJ, 2007.754 p. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 10 |

