Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2018 №4

Название статьи РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы Сахнова И.А.
Серия Педагогика
Страницы 174 - 184
Аннотация В статье автор доказывает важность развития у преподавателей психолого-педагогической компетенции для успешной реализации профессиональных задач в системе инклюзивного образования. Раскрывает возможности формирования и дидактические условия усиления функционирования всех компонентов, которые выступают в качестве критериев развития психолого-педагогической компетенции в процессе лекционных, семинарских занятий, практик. Для определения общего уровня сформированности психолого-педагогической компетенции преподавателей проведены поиск и строгий отбор процедур самодиагностики. Также представлена программа повышения психолого-педагогической компетенции преподавателей, в которой органично интегрированы теоретический, практический и тренинговый блоки. Программа «Педагогика, психология инклюзивного образования» включает шесть модулей, она внедрена на формирующем этапе в процессе корпоративного повышения квалификации преподавателей. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости повышения качества теоретико-практической подготовки педагогов к инклюзивному образованию, исходя из специфики данного процесса, об усилении квазипрофессиональной деятельности преподавателей в рамках программ повышения квалификации, об активной реализации потребностей педагогов в саморазвитии, способствующей выстраиванию объективного и целостного видения сущности инклюзивного образования и особенностей его внедрения в практику.
Ключевые слова профессиональный стандарт, психолого-педагогическая компетенция, структурные компоненты, профессиональные задачи, инклюзивное образование, методы диагностики, программа повышения квалификации, саморазвитие педагогов
Индекс УДК 37.018.4:371.1:37.015.32
DOI 10.18384/2310-7219-2018-4-174-184
Список цитируемой литературы 1. Алехина С.В., Алексеева М.И., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
2. Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Преемственная система инклюзивного образования (кластерный подход) // Педагогика, психология технологии инклюзивного образования: материалы Пятой международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 34-36.
3. Бережнова Л.Н. Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://vsetesti.ru/192 (дата обращения: 18.11.2018).
4. Борисова А.А. Как организовать работу по теме самообразования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-gumanitarnogo-cikla-0/samoobrazovanie-uchitelya (дата обращения: 18.11.2018).
5. Диагностика личностных качеств учителя (по В.И. Зверевой) [Электронный ресурс]. URL: http://uch.znate.ru/docs/1733/index-4545-27.html (дата обращения: 18.05.2018).
6. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса // Розанова В.А. Психология управления. М., 1999. С.105-106.
7. Минюрова С.А. Психология самопознания и саморазвития. Екатеринбург, 2013. 316 с.
8. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. Казань, 2013. 203 с.
9. Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учеб.-метод. пособие. М., 2014. 173 с.
10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (принята на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru (дата обращения: 18.11.2018).
11. Совещание в Минобрнауки России о формировании национальной системы учительского роста 05.06.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф (дата обращения: 18.05.2018).
12. Указ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 18.05.2018).
13. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (с изм. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www1.ege.edu.ru/legal-documents/72-edulaw (дата обращения: 18.05.2018).
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.