Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2019 №1

Название статьи ВОЗРАСТ И СТАЖ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы Филинкова Е.Б.
Серия Психологические науки
Страницы 87 - 100
Аннотация Статья посвящена исследованию социальных факторов готовности учителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) к управленческой деятельности. На выборке в 744 человека продемонстрировано, что существует обратная взаимосвязь между возрастом и стажем педагогической деятельности, с одной стороны, и психологической готовностью педагогов к переходу на управленческую работу - с другой, при этом педагогический стаж по сравнению с возрастом оказывает более сильное воздействие на психологическую готовность стать руководителем. В работе выявлено, что в наибольшей степени возраст и стаж педагога оказывают влияние на формирование у него личностного смысла перехода к управленческой деятельности. Выделяются временные периоды, когда психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности максимальна. Для учителей это время через 5-10 лет после начала работы в школе, соответствующее возрасту 30-33 года. Для группы воспитателей ДОО однозначно благоприятного одновременно по возрасту и стажу периода вхождения в управление не найдено, но выявлено, что наиболее неблагоприятным периодом является возраст от 50 лет, стаж - более 16 лет.
Ключевые слова управление, психологическая готовность, учитель, педагог дошкольного образования, личностный смысл, самооценка
Индекс УДК
DOI 10.18384/2310-7235-2019-1-87-100
Список цитируемой литературы 1. Беринская И. В. Формирование готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности в образовательных организациях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 111-115.
2. Горонин П. В. Профессиональное самосознание как фактор психологической готовности к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук. Минск, 2000. 20 с.
3. Гроссман И. Б. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 69-75.
4. Денисова О. П. Формирование психологической готовности студента - будущего менеджера к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.
5. Езопова С. А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 17 с.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога // Мир психологии. 2002. № 4. С. 194-203.
7. Ильин С. С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика: дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
8. 157 с.
9. Казанцев Д. И. Профессионально-психологическая готовность современного руководителя образовательного учреждения к управленческой деятельности (модель управленческих компетенций) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1. С. 31-37.
10. Киютина И. И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2004. 19 с.
11. Климова Г. Г. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов вуза к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 22 с.
12. Локшин К. В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 20 с.
13. Мельниченко О. И. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к управленческой деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 184-185.
14. Менумеров А. В. Психолого-акмеологическая оценка психологической готовности государственных служащих к управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 23 с.
15. Серякова С. Б., Никитовская Г. В. Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 30-32.
16. Скориков В. Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: дис. … канд. психол. наук. М., 1991. 191 с.
17. Филинкова Е. Б. Опросник «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 177-196.
18. Филинкова Е. Б. Представления учителей о специфике деятельности директоров школ в сравнении с руководителями других отраслей народного хозяйства // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. № 17 (36). С. 95-100.
19. Филинкова Е. Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: монография. М., 2012. 174 с.
20. Филинкова Е. Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности педагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 129-140.
21. Филинкова Е. Б. Самооценка готовности учителей к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 25-39.
22. Филинкова Е. Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 122-126.
23. Филинкова Е. Б. Удовлетворенность трудом руководителей дошкольных образовательных учреждений // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015. № 5. С. 323-329.
24. Филинкова Е. Б., Князева И. А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 83-92.
25. Филинкова Е. Б., Шульга Т. И. Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 21-31.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 11

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.