Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2019 №2

Название статьи ИДЕЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ Н. К. КРУПСКОЙ
Авторы Карасева А.А.
Серия История и политические науки
Страницы 20 - 27
Аннотация Целью статьи является рассмотрение идеи общественного воспитания в теоретическом наследии Н. К. Крупской. Признанная позднее социальной утопией, программа создания сети детских домов, в которых будет обеспечиваться коммунистическое воспитание для всех детей Республики, важна для изучения интеллектуального контекста эпохи 1920-1930-х гг. В статье анализируются опубликованные работы Н. К. Крупской, в которых видение реализации проекта имеет завершенный характер. Автор рассматривает эволюцию взглядов Крупской на возможности создания сети детских домов, в которых одновременно с беспризорными будут воспитываться дети рабочих и крестьян, которые, будучи занятыми на производстве, не могут уделять им должного внимания. В статье делается вывод о том, что проекты по созданию учреждений общественного воспитания является неотъемлемой частью воспитания нового человека. Целевой аудиторией статьи являются как изучающие феномен советского общества эпохи становления новой государственности, так и специалисты по истории педагогики.
Ключевые слова коммунистическое воспитание, Н. К. Крупская, детские дома, беспризорность, педагогика, советское общество (20-е -30-е гг.)
Индекс УДК 93/94
DOI 10.18384/2310-676X-2019-2-20-27
Список цитируемой литературы 1. Алиева Л. В. Крупская Надежда Константиновна о взаимодействии школы и детской общественной организации в воспитании юных граждан (к 145-летию со дня рождения Н.К. Крупской) // Внешкольник. 2014. № 4. С. 38-44.
2. Дети ГУЛАГа, 1918-1956 / Под ред. А. Н. Яковлева. М.: МФД, 2002. 631 с.
3. Карасева А. А. История функционирования и развития системы детских домов в РСФСР в 1929-1941 гг.: дис. … канд. ист. наук. М., 2015. 423 с.
4. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1 (6). С. 4-28.
5. Крупская Н. К. Беспризорный детский дом // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 3. М.: АПН, 1959. С. 393-399.
6. Крупская Н. К. Вопросы беспризорности (речь на открытии Московской конференции по борьбе с детской беспризорностью) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 168-172.
7. Крупская Н. К. Женщина-работница // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 1. М.: АПН, 1957. С. 71-102.
8. Крупская Н. К. К вопросу о детдомах // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 3. М.: АПН, 1959. С. 122-127.
9. Крупская Н. К. К вопросу о морально-дефективных детях // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 151-153.
10. Крупская Н. К. К вопросу о социалистической школе // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1959. С. 7-18.
11. Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание детей и подростков // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 4. М.: АПН, 1959. С. 237-249.
12. Крупская Н. К. Как работать по просвещению (речь и заключительное слово на всесоюзном съезде работниц и крестьянок - членов советов) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 263-285.
13. Крупская Н. К. О беспризорных // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 240-242.
14. Крупская Н. К. О пионердвижении на данном этапе // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 5. М.: АПН, 1959. С. 169-174.
15. Крупская Н. К. О социальном воспитании // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 454-458.
16. Крупская Н. К. Один из видов помощи беспризорникам летом // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 5. М.: АПН, 1959. С. 181-183.
17. Крупская Н. К. По поводу статьи «Литературные вкусы беспризорных» // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 3. М.: АПН, 1959. С. 120-121.
18. Крупская Н. К. Система народного образования в РСФСР (тезисы доклада на съезде заведующих отделами народного образования) // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. Т. 2. М.: АПН, 1958. С. 157-167.
19. Млечин Л. М. Крупская. М.: Молодая гвардия, 2014. 364 с.
20. Понявина М. Б., Абросимова О. М. Н. К. Крупская как неформальный лидер в советском образовании: уроки истории // Внешкольник. 2017. № 1 (175). С. 47-51.
21. Романов А. А. Педагогическая деятельность Н. К. Крупской // Романов А. А. Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избранные научные статьи и очерки. Рязань: Концепция, 2017. С. 235-252.
22. Силин А. В. Проблемы профессионального политехнического образования и трудового обучения в письменном наследии Н. К. Крупской // Актуальные проблемы гуманитраных и естественных наук. 2015. № 10-1. С. 193-200.
23. Славко А. А. Динамика численности беспризорных детей в России (1920-1940 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 6. С. 160-164.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.