Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2019 №3
Название статьи | «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ» КАК АРХЕТИП РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО САМОСОЗНАНИЯ |
Авторы | Реснянский С.И. |
Серия | История и политические науки |
Страницы | 41 - 49 |
Аннотация | Целью исследования являлось рассмотрение концепции «Москва - третий Рим» в соотнесении с генезисом российской цивилизации. Использовались, с одной стороны, традиционные методы исторического исследования, с другой, - методология теории цивилизаций, развития идеальных систем, национальных архетипов. В статье реконструируются основные составляющие теории «Москва - третий Рим», проводится ее контекстуализация в рамках различных периодов истории России и мира. Автор обосновывает мысль, что данная теория является смысловой основой мессианского представления об особой роли и значении России в мировой истории, являясь архетипом русского национального самосознания. Теоретическая значимость представленного исследования состоит в формировании основ выдвижения новой концепции российской историософии, опирающейся на традицию русской национальной исторической рефлексии. |
Ключевые слова | «Москва - третий Рим», Византия, мессианизм, эсхатология, православие, конец света, теозис, Флорентийская уния |
Индекс УДК | 93/94 |
DOI | 10.18384/2310-676X-2019-3-41-49 |
Список цитируемой литературы | 1. Багдасарян В. Э. Национальный политический ритуал в контексте истории российской повседневности // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. № 3. С. 3-13. 2. Багдасарян В. Э. Теория цивилизационного маятника. М.: Собрание, 2007. 214 с. 3. Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Превосходство, присвоение, неравенство. М.: Научный эксперт, 2013. 304 с. 4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Азбука, 2016. 224 с. 5. Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России. Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с. 6. Иларион. Слово о Законе и Благодати. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 176 с. 7. Кореневский А. В. По следам Филофея: опыт реконструкции биографии древнерусского книжника. М.: Владос, 1998. 320 с. 8. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая публицистика. М.: Республика, 1996. 799 с. 9. Лобье, П. де. Эсхатология. М.: Астрель, 2004. 160 с. 10. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие // Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. М.: Издание Московской Патриархии, 1972. С. 9-128. 11. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: историко-литературное исследование. К.: Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1901. 1029 с. 12. Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. 2005. № 4. С. 181-208. 13. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб.: Айрис-Пресс, 2006. 624 с. 14. Ульянов О. Г. О времени зарождения на Руси концепции «Москва - Третий Рим» («Donatio Constantini Magni» и «Повесть о белом клобуке») // Терминология исторической науки. Историописание. М.: ИВИ РАН, 2010. С. 196-214. 15. Ульянов О. Г. Правое и левое, или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции // Феномен человека в его эволюции и динамике. М.: ИФ РАН, 2009. С. 46-78. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 28 |
