Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2019 №2

Название статьи ПРОБЛЕМАТИКА ОБУЧЕНИЮ РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ В СОВРЕМЕННОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Авторы Чиркова Е.Ю.
Серия Педагогика
Страницы 157 - 164
Аннотация Автор предполагает показать наличие взаимосвязи между падением утилитарного и знакового значения резьбы по дереву и современным декоративным искусством, в котором визуальный ряд теряет значимость архетипичного выполнения символов и образов ввиду отсутствия общедоступных интерпретаций знаковости народного искусства. В статье автор последовательно рассматривает процесс развития педагогического потенциала учебной литературы, связанной с изучением декоративно-прикладного искусства резьбы по дереву, в России в период с XIX по XXI вв. с позиций приобретаемых учащимися профессиональных знаний и умений. На примере сравнительного анализа литературы автор предполагает, что динамика развития и стагнация педагогического процесса обучения резьбе по дереву от ремесленных и мастерских предприятий до современного художественного образования в данном разделе декоративно-прикладного искусства связаны с преобладанием копийных методик в обучающей литературе. Автор указывает на важность формирования мотивационных составляющих в обучении резьбе по дереву с помощью актуальных методических пособий как фактора профессионального и личностного роста учащихся системы дополнительного образования и студентов. Статья адресована педагогам дополнительного образования Московской области и студентам художественно-графических факультетов.
Ключевые слова декоративно-прикладное искусство, резьба по дереву, учебная литература, профессиональное обучение, современное искусство, традиционное искусство, ремесло, сравнительный анализ литературы
Индекс УДК 745
DOI 10.18384/2310-7219-2019-2-157-164
Список цитируемой литературы 1. Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. М., 1990. 252 с.
2. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. Вып. 1. М., 1911. 22 с.
3. Галкина М. В. Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 92-97.
4. Живой источник: альбом. М., 2017. 300 с.
5. Любкеманн К. Резьба ножом. Поделки из веток. М., 2015. 104 с.
6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1989. 145 с.
7. Некрасова М. А. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII-XXI вв. Традиции и современность. М., 2013. 620 с.
8. Подольский Ю. Ф. Резьба по дереву. Техники, приемы, изделия. Белгород, 2014. 210 с.
9. Романцев Г. М., Ефанов А. В., Бычкова Е. Ю. Профессиональное ремесленное образование как социально-педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 170-181.
10. Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., Ленинград, 1934. 480 с.
11. Федоров П. А. Резчик-любитель. М., 2016. 80 с.
12. Эленвуд Э. Резьба по дереву / пер. с англ. О. Смирнова. М., 2018. 192 с.
13. James B. Johnstone. Woodcarving Techniques & Projects. London, 1971. 84 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 18

Лицензия Creative Commons