Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2019 №3

Название статьи СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИВИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯВ ТЕЛЕВИЗИОННОМ ДИСКУРСЕ
Авторы Шкварцова Т.В.
Серия Русская филология
Страницы 61 - 70
Аннотация В данной статье рассматриваются экспрессивные средства, использующиеся в речи ведущих дискуссионно-полемических ток-шоу и информационных программ. Актуальность исследования обусловлена усилением вербального воздействия на зрителя, связанным с появлением новых типов передач и изменением стиля ведения программ. Установлено, что одно и то же содержание, вербализованное нейтральными и экспрессивными средствами, оказывает различное воздействие на адресата. В теледис-курсе достижению убеждения и воздействия способствуют разговорная и стилистически сниженная лексика, словообразовательные окказионализмы, метафоры, сравнения, восходящая градация и лексический повтор. Максимальным воздействующим эффектом обладают языковые / речевые экспрессивные средства, реализующие семантическую категорию интенсивности: прилагательные-интенсивы, аффиксы со значением усиления, лексические и контекстные синонимы в градационных рядах.
Ключевые слова вербальное воздействие, разговорная лексика, метафора, сравнение, окказионализм, градация, повтор, категория интенсивности
Индекс УДК
DOI 10.18384/2310-7278-2019-3-61-70
Список цитируемой литературы 1. Буянова Л. П., Нечай Ю. П. Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: монография. М.: Флинта: Наука, 2016. 232 с.
2. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2007. 264 с.
3. Карасик В. И. Языковое проявление личности: монография. М.: Гнозис, 2015. 384 с.
4. Кочетков П. Н. Дискурс телевизионных новостей // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический Проект, 2011. С. 154-164.
5. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. М.: Флинта: Наука, 2014. 160 с.
6. Светана-Толстая С. В. Русская речь в массмедийном пространстве. М.: Медиа Мир, 2007. 344 с.
7. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Экспрессивные средства в языке современной газеты: тенденции и их культурно-речевая оценка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Часть 2. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2004. С. 285-306.
8. Шкварцова Т. В. Вербализация положительных эмоций в современном публицистическом тексте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 4. С. 50-57.
9. Шкварцова Т. В. Словообразование как источник повышения креативности публицистического текста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2015. № 1. С. 32-37.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 10

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.