Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2019 №2
Название статьи | ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Авторы | Декина Е.В., Шалагинова К.С., Залыгаева С.А., Самсонова Г.О. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 74 - 87 |
Аннотация | В статье отражены результаты исследования проблем семейной адаптации приёмных детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании, проведённом при участии более 50 замещающих семей, с помощью специально разработанного диагностического инструментария авторами изучен социально-психологический и эмоциональный статус родителей, показаны особенности детско-родительской коммуникации в различных типах семейных систем, выявлены мишени психологической помощи семьям, воспитывающим ребёнка с особыми потребностями в развитии. Изучены особенности психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. На основе полученных эмпирических данных представлена технология подготовки специалистов-коммуникаторов для работы с замещающей семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. |
Ключевые слова | замещающая семья, приёмный ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, психологическая адаптация, психологическая помощь, подготовка специалистов-коммуникаторов |
Индекс УДК | 159.95 9075.80 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2019-2-74-87 |
Список цитируемой литературы | 1. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Сопровождение замещающих семей или как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 85-95. 2. Декина Е. В., Самсонова Г. О. Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов-коммуникаторов // Живая психология. 2018. Т. 5. № 3. С. 275-286. 3. Декина Е. В. Опыт разработки и реализации программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов по работе с замещающей семьей, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология образования: вызовы и риски современного детства: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18-19 декабря 2018 г. М., 2018. С. 62-66. 4. Кузина И. Г., Стекольщикова А. А. Приемная семья как фактор и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3-1. С. 155-161. 5. Михайлова И. А., Сайфутдиярова Е. Ф. Проблемы взаимоотношений между приемными и кровными детьми в замещающей семье // Nauka-rastudent.ru. 2016. № 04 (028). URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3367 (дата обращения: 29.05.2019). 6. Николаева Е. И. Приемная семья - ваш путь к счастью. М., 2013. 286 с. 7. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2015. 368 с. 8. Ослон В. Н., Холмогорова Л. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 79-90. 9. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 2015. 670 с. 10. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства: монография. М., 2017. 260 с. 11. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающим семьям, воспитывающим детей разных возрастных категорий с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3 (39). С. 143-149. 12. Семья Г. В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 24-32. 13. Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М., 1991. С. 127-132. 14. Швецова М. Н. Социально-психологической сопровождение замещающих семей. М., 2013. 188 с. 15. Шульга Т. И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологичексие науки. 2016. № 1. С. 72-88. 16. Шульга Т. И., Семья Г. В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. М., 2015. 202 с. 17. Шульга Т. И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 75-82. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 17 |

