Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2019 №3

Название статьи ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ РИСКА БУЛЛИНГА
Авторы Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А.
Серия Психологические науки
Страницы 126 - 138
Аннотация Целью работы является рассмотрение половозрастных особенностей школьников, позволяющих установить круг факторов прогнозируемого риска буллинга в образовательной среде, и определение на их основе мишеней для работы психолога по его профилактике. На предварительном этапе исследования приняли участие 265 учеников в возрасте от 7,5 до 17 лет из 11 школ г. Тулы и Тульской области. Оценка риска буллинга в школе проводилась с использованием опросника ОРБ, по результатам которого было отобрано 85 учеников из трёх школ и сформированы три возрастные выборки. Анализ зарубежных и российских психологических исследований по проблеме школьного буллинга позволил систематизировать половозрастные характеристики школьников, обусловливающих риск буллинга: враждебность и агрессивность, социометрический статус, уровень и направленность аффективных реакций, специфика поведения в конфликтной ситуации. Для установления тесноты связи между выделенными параметрами проводилась статистическая обработка данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена; критерия хи-квадрат (х2) Пирсона и коэффициента сопряжённости V Крамера.
Ключевые слова буллинг, половозрастной аспект, потенциальные участники буллинга, предупреждение школьного буллинга, профилактика школьной травли
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2019-3-126-138
Список цитируемой литературы 1. Алексеева Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М., 2016. 180 с.
2. Бердышев И. С. Лекарство против ненависти // Первое сентября. 2005. № 18. С. 3.
3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149-159.
4. Опросник риска буллинга / А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.
5. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 2009. № 105. С. 159-165.
6. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д., 2013. 157 с.
7. Екимова В. И., Залалдинова А. М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 5-10.
8. Ершов Д. А. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества // Актуальные проблемы семейной педагогики, 2015. № 1. URL: http://family-edu.esrae.ru (дата обращения: 19.02.2019).
9. Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97-119.
10. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа. 2006. № 4. C. 54-72.
11. Кутузова Д. А. Травля в школе. Мифы и реальность. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://medportal.ru/budzdorova/child/625 (дата обращения: 19.02.2019).
12. Ларченко Н. А. Буллинг - причины, формы, профилактика. Методический материал. Волгоград, 2015. 23 с.
13. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. СПб., 2001. С. 240-274.
14. Петросянц В. А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия: электронный научный журнал. 2010. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения: 19.02.2019).
15. Собкин В. С., Маркина О. С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С. 48-57.
16. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Черкасова С. А. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. Тула, 2014. 237 с.
17. Arora С. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12. Р. 11-15.
18. Olweus D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys. Washington, 1978. 218 p.
19. Оlwеus D. Aggressors and their victims: bullying at school // Disruptive behaviours in schools / ed. H. Gault. New Yorkб 1984. P. 57-76.
20. Olweus D. et al. The nature of school bullying: a crossnational perspective. London, 1999. 384 p.
21. Roffey S. Addressing bully in schools: organisational factors from policy to practice // Educational and Child Psychology. 2000. № 17 (1). Р. 6-19.
22. Schдfer M. Gruppenzwangals Ursachefьr Bullying? // Report Psychologie, 1998. № 11/12. Р. 914-927.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 22

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.