Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2019 №3

Название статьи О СОДЕРЖАНИИ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХПО МАТЕМАТИКЕ
Авторы Птицына И.В., Птицына Е.В., Дронова Т.А.
Серия Педагогика
Страницы 17 - 33
Аннотация Целью нашего исследования является анализ сложившейся в педагогической практике ситуации с положением сюжетных задач в общей системе обучения. Авторами проведён разбор теоретической базы, подведённой под использование сюжетных задач в школе, приводится анализ некоторых современных учебников на предмет представленности различных видов сюжетных задач. Исследование позволяет сделать вывод, что сюжетные задачи, особенно экономические, стали предметом разработок современных педагогов, но место воспитательных задач в общераспространённой системе обучения недостаточно велико. Для улучшения ситуации полезно составлять особые приложения к учебникам. Как примеры предлагаются различные модификации текстов задач с сохранением математической структуры с целью увеличения доли задач с воспитательным, в частности, историко-культурным и поэтически-художественным содержанием, причём такие задачи могут создаваться самими обучающимися. В статье авторам удалось ввести авторские редакции понятий сюжетной задачи, фабулы и содержания сюжетной задачи, а также обновить проблематику использования сюжетных задач.
Ключевые слова интеллектуальное воспитание, текстовая задача, сюжетная задача, экономическое содержание, историко-культурное содержание, поэтически-художественное содержание, развитие, творчество, гуманитаризация
Индекс УДК 371.388.6
DOI 10.18384/2310-7219-2019-3-17-33
Список цитируемой литературы 1. Арнольд И. В. Принципы отбора и составления арифметических задач. М., 2008. 45 с.
2. Беляев М. М., Беляев С. М. Сборник задач противоалкогольного содержания. М., 1914. 47 с.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики. М., Берлин, 2016. 475 с.
4. Боно Э. Латеральное мышление. СПб, 1997. 320 с.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bse.slovaronline.com (дата обращения: 22.06.2019).
6. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996. 392 с.
7. Блох А. Я. Курс алгебры средней школы: методические рекомендации для слушателей ФПК. М., 1985. 85 с.
8. Галимьянов Д., Кутявин Д. Сборник математических задач с историческим и краеведческим содержанием «Этих дней не смолкнет слава» / под рук. О. Н. Хайржановой [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/18/sbornik-matematicheskih-zadach-s-istoricheskim-i-kraevedcheskim (дата обращения: 06.03.2019).
9. Дорофеев Г. В. и др. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2018. 287 с.
10. Дорофеев Г. В. и др. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2018. 320 с.
11. Дорофеев Г. В. Проверка решений текстовых задач // Математика в школе. 1974. № 5. С. 37-45.
12. Жунисбекова Ж. А. Сущность понятий «экономическое воспитание» и «экономическая воспитанность» // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6. Часть 2. С. 206-210.
13. Киселев А.П. Систематический курс арифметики. М., 2019. 152 с.
14. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. и др. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2018. 319 с.
15. Лавров П. Л. Сочинения. Т. 3 / Под ред. В. Я. Баркалова; сост. В. Я. Баркалов; подг. текстов: В. Я. Баркалов при участии К. С. Никулина, А. В. Походня и др. Барнаул, 2017. 437 с.
16. Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб., 2018. 160 с.
17. Лысенкер Л. Ш., Лысенкер Э. М. Прикладные математические задачи для основной и старшей школы. М., 2017. 64 с.
18. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2019. 256 с.
19. Мордкович А. Г., Семенов П. В., Александрова Л. А., Мардахаева Е. Л. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2018. 368 с.
20. Муравин Г. К., Муравин К. С., Муравина О. В. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2018. 288 с.
21. Муратова Э. А., Салаватова С. С. Задачи с экологическим содержанием на уроках математики Муратова Э. А. [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2016: VII Международная студенческая конференция. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027165/comments (дата обращения: 01.05.2019).
22. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. Иваново, 2011. 255 с.
23. Никольский С. М. и др. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М., 2019. 287 с.
24. Перли Б. С., Перли С. С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник для 5-6 классов. М., 1994. 288 с.
25. Перли Б. С., Перли С. С. Усадьбы и монастыри Москвы на уроках математики: Нетрадиционный задачник по геометрии и алгебре для учеников VII класса. М., 2003. 294 с.
26. Методика обучения математике: в 2 ч. Ч. 2: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. М., 2017. 299 с.
27. Поспелов Г. Н. и др. Введение в литературоведение: учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988. 528 с.
28. Саранцев Г. И. Гуманитаризация и гуманизация школьного математического образования // Педагогика. 1999. № 4. С. 39-45.
29. Фридман Л. М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. М., 2002. 204 с.
30. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2013. 432 с.
31. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М., 2016. 200 с.
32. Шарова О. П. Сюжетные задачи в обучении математике // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2. С. 120-126.
33. Шелехова Л. В. Сюжетные задачи по математике. Майкоп, 2007. 174 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 24

Лицензия Creative Commons