Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2019 №4

Название статьи ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У ПОДРОСТКОВС РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Авторы Молчанов С.В., Кирсанов Н.С., Пряжников К.А.
Серия Психологические науки
Страницы 60 - 70
Аннотация Предварительное профессиональное самоопределение, выступающее задачей развития подросткового возраста, основывается на ценностном выборе как соотнесении значимости ценности и доступности её реализации в будущей профессии. Цель исследования - изучение ценностных предпочтений у подростков с разным уровнем сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП). Задачи исследования включали: исследование ценностных предпочтений подростков; изучение сформированности ЛПП у подростков и выделение групп по уровню сформированности ЛПП, выявление особенностей оценки значимости и доступности ценностей у подростков с разным уровнем сформированности ЛПП. Были использованы методика определения ЛПП Н. С. Пряжникова, методика ценностных ориентаций С. Шварца, методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. В исследовании приняли участие 144 испытуемых в возрасте от 15 до 17 лет (48 % юношей и 52 % девушек). Выявлены различия в оценке подростками значимости и доступности ряда ценностей в зависимости от сформированности ЛПП. Для значительной группы подростков ценности, связанные с профессиональным самоопределением, являются наименее значимыми при высокой значимости ценности «материально обеспеченная жизнь». Выявлен разрыв в оценке значимости и доступности ценностей, приводящий к риску генезиса внутреннего конфликта в отношении счастливой семейной жизни, любви, материальной обеспеченности, а также возникновения внутреннего вакуума в отношении ценностей активной деятельной жизни, познания, красоты природы и искусства, творчества, обусловленного их низкой значимостью и доступностью реализации.
Ключевые слова подростковый возраст, ценности, ценностные ориентации, предварительное профессиональное самоопределение, личная профессиональная перспектива
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2019-4-60-70
Список цитируемой литературы 1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
2. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть 2. За пределами рациональности // Психологический журнал. 2014. Т. 35 № 5. С. 5-18.
4. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994. 224 с.
5. Молчанов С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10. № 3. С. 16-25.
6. Пряжников Н. С. Профориентология. М., 2016. 405 с.
7. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. М., 2013. 208 с.
8. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2010. 496 с.
9. Пряжников Н. С., Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Психологические исследования: [сайт]. 2018. Т. 11. №. 62. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.10.2019)
10. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / С. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.
11. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001. 127 с.
12. Фанталова Е. Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Т. 2. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58926.shtml (дата обращения: 15.11.2019).
13. Фельдштейн Д. И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19). С. 28-32.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.
15. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1-11 классов. М., 2014. 256 с.
16. Шнейдер Л. Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 187 с.
17. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 154 с.
18. Schwartz S. H., Bardi A. Value hierarchies across cultures. Taking a similarities perspective // Journal of Cross-cultural psychology. 2001. Vol. 32. № 3. P. 268-290.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 13

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2020 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.