Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2020 №1

Название статьи К УТОЧНЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И СЕМАНТИЧЕСКОГО ОБЪЁМА ТЕРМИНОВ «ДИСКУРС» И «ДЕТСКИЙ ДИСКУРС»
Авторы Луань Л.
Серия Русская филология
Страницы 51 - 56
Аннотация Цель. Работа посвящена актуальной проблеме терминов «дискурс» и «детский дискурс». Цель работы - изучить содержание и семантический объём двух терминов, выявить их взаимосвязи в лингвистической науке. Процедура и методы исследования. В данной работе рассматривается несколько различных интерпретаций термина «дискурс» в лингвистике, выделяются сходства и различия разных точек зрения, выявляется поддерживаемое автором мнение и указываются причины. На основе уточнения понятия дискурса углубляется исследование о роли детского дискурса в общей системе дискурса и их взаимосвязи. Результаты проведённого исследования. В статье приведён анализ взглядов исследователей по данной теме. По итогам анализа автором сделан вывод об определении и взаимосвязи терминов. Изучение теоретических основ дискурса и детского дискурса позволит глубже рассматривать речь ребёнка, её специфику и процесс развития, отражение детской психологии в разных лингвокультурных средах. Теоретическая / практическая значимость. Практическое значение настоящей работы состоит в том, что в детском дискурсе отражается вербальный этап языкового развития ребёнка. Исследование детского дискурса может оказать теоретическую поддержку, в частности, при составлении, использовании учебных пособий в учебном процессе в целом. На основе анализа детской речевой продукции можно рассматривать разнообразные проблемы изучения языка.
Ключевые слова дискурс, детский дискурс, языковая личность, лингвокультура, коммуникативная деятельность, вербальное общение
Индекс УДК 800
DOI 10.18384/2310-7278-2020-1-51-56
Список цитируемой литературы 1. Атрощенко И. Г. Анализ определений понятия «дискурс» в современной лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №12. Ч. 1. С. 26-31.
2. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. Изд. 4-е. М.: Либроком, 2011. 288 с.
3. Грунина Е. О. Языковая личность в зарубежной лингвистике // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференций молодых ученых с международным участием. М.: Российский университет дружбы народов, 2018. С. 80-85.
4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
5. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация.). М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
6. Лопатина М. С. Влияние малых форм фольклора на развитие речи у детей раннего возраста // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов Всероссийской web-конференции с международным участием. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. С. 321-325.
7. Приходько А. Н. Таксономические параметры дискурса // Язык.Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. Выпуск 7. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. С. 22-30.
8. Самигулина Ф. Г., Данюшина Л. А. Детский дискурс как лингвокогнитивный феномен: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. 204 с.
9. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции личности. М.: Лабиринт, 2004. 317 с.
10. Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998. Pp. 193-194.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 32

Лицензия Creative Commons