Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2020 №1

Название статьи ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы Бабухин М.А.
Серия Педагогика
Страницы 6 - 13
Аннотация Цель статьи - выявить педагогические принципы формирования личностного качества «исследовательская самостоятельность». Процедура и методы исследования. Автором произведён теоретический анализ последовательных действий, средств и условий формирования исследовательской самостоятельности обучающихся в рамках образовательного процесса и деятельности, выходящей за его рамки. Представлена авторская редакция основных признаков понятия «исследовательская самостоятельность». Результаты проведённого исследования. В результате теоретического анализа сделан вывод, что в целях более эффективного протекания процесса формирования исследовательской самостоятельности обучающихся необходимо соблюдение определённого алгоритма действий. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении последовательного алгоритма действий, способствующего эффективности формирования исследовательской самостоятельности обучающихся. Авторская редакция основных признаков «исследовательской самостоятельности» способствует более осмысленному пониманию и детальному изучению рассматриваемого личностного качества.
Ключевые слова исследовательская самостоятельность, образовательный процесс, алгоритм, признаки1
Индекс УДК 37.041
DOI 10.18384/2310-7219-2020-1-6-13
Список цитируемой литературы 1. Акиншина А. В. Педагогическая модель организации научно-исследовательской деятельности учащихся на основе сетевых коммуникационных технологий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35. С. 155-159.
2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань, 2013. 500 с.
3. Батчаева А. В. Этапы формирования научно-исследовательских умений и навыков у будущих экономистов // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 52-55.
4. Вихорева О. А. Теоретические основы развития самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 44-52.
5. Городилова М. А., Чигрина И. Ю. Применение активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование умения осуществлять исследовательскую деятельность у курсантов военных ВУЗов // Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 100-105.
6. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост., вступ. ст. А. И. Пискунова. 2-е изд., перераб. М., 1981. С. 353-414.
7. Кан-Калик В. А., Никандоров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 144 с.
8. Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш. Исследовательская деятельность как основа развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей [Электронный ресурс] // Научный журнал Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/6843.pdf (дата обращения: 12.02.2019).
9. Мамедова Н. В. Формирование исследовательских умений курсантов в системе целостного педагогического процесса военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2010. 23 с.
10. Марзак Г. А., Аверченко Д. Г. Проблемы формирования научно-исследовательских навыков молодежи в системе высшей школы // Системные технологии. 2013. № 1 (6). С. 93-95.
11. Микерина А. С., Кириенко С. Д. Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей школьного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 69-74.
12. Павлова Т. А. Сочетание причинностного и вероятностного подходов как условие формирования навыков исследовательской деятельности на уроках физики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 3. С. 105-110.
13. Попова Т. В. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 341-346.
14. Самохина Е. Ю. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках информатики // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 22-24.
15. Сандалова Н. Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2016. 24 с.
16. Стадник О. А. Опыт формирования исследовательских навыков учащейся молодежи путем участия в конкурсах международного, всеукраинского и регионального уровня // Научный диалог. 2013. № 8. С. 167-177.
17. Фомичева Н. В. Интерактивный подход к развитию исследовательской самостоятельности старшеклассников // Филологический класс. 2015. № 2. С. 20-23.
18. Ханцевич А. В. Формирование навыков исследовательской работы в учебном процессе // Проблемы высшего образования. 2007. № 1. С. 150-151.
19. Царева Я. В. Особенности формирования исследовательских навыков дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. 2009. Т. 15. № 3. С. 24-30.
20. Чигрина И. Ю., Городилова М. А. Анализ структуры и содержания понятия «исследовательские умения» // Высшее образование сегодня. 2016. № 7. С. 45-48.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 106

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.