Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №1

Название статьи НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
Авторы Шульга Т.И.
Серия Психологические науки
Страницы 8 - 21
Аннотация Цель. Цель данной статьи заключается в обзоре исследований по проблемам воли и волевой регуляции, выполненных в рамках современной научной школы, и в продолжении развития данной проблемы в психологии. Анализ особенностей и основных тенденций исследования проблемы волевой регуляции представлен кратким изложением достижений, выполненных в рамках диссертационных исследований. Показано, что одной из особенностей развития проблемы психологии воли и волевой регуляции является изменение её структуры, проявления волевых качеств в разных видах деятельности, эмоционально-волевой регуляции в переходные периоды развития. В статье рассматриваются исследования, выполненные в основном аспирантами МГОУ и соискателями, работающими в ряде вузов РФ. Процедура и методы исследования. Процедура состояла в проведении сравнительного анализа конкретных результатов исследований по данной проблеме и их обзоре. При проведении обзора применены методы анализа, сравнения, обобщения, интерпретации результатов. Проанализированы методики изучения волевой регуляции, результаты использования авторских методик «Анкета изучения волевых качеств» и «Нерешаемая задача». Результаты проведённого исследования. В ходе обзора диссертационных исследований по проблемам развития воли и волевой регуляции показаны новые данные, которые обогатили теорию воли и волевой регуляции в общей и возрастной психологии. Исследование теоретических представлений о волевой регуляции, об особенностях волевых качеств, принципов нашло отражение в росте публикаций в начале ХХI в. в научной школе изучения проблемы волевой регуляции, сложившейся в университете. В статье представлена последовательность развития научных представлений о воле и волевой регуляции, критериями которой явилось методологическое обобщение эмпирического материала, полученного в результате разработки концепции становления волевой регуляции в онтогенезе. Особо выделены исследования, в которых рассматриваются кризисы волевой регуляции разных возрастов (от дошкольного до взрослого человека). Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в отечественную теорию воли, волевой регуляции, её становления в онтогенезе. Практическая значимость исследований представлена востребованностью практиков в формировании волевых качеств в разных возрастах, возможности использовать волевые качества в преодолении трудностей в разных видах деятельности.
Ключевые слова психология воли, волевая регуляция, развитие научных представлений, взаимосвязь, личностные особенности, кризисы волевой регуляции, генезис
Индекс УДК 159
DOI 10.18384/2310-7235-2020-1-8-21
Список цитируемой литературы 1. Ажнина О. В. Психологические особенности профессионального самоопределения воспитанников учреждений социально-педагогической поддержки: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.
2. Басин М. А. Развитие навыков социальной компетентности подростков как условие профилактики их девиантного поведения // Превентивная педагогика - теория, практика. Габрово, 2005. С. 279-284.
3. Басин М. А. Формирование волевой регуляции у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.
4. Батыршина А. Р. Историко-психологические тенденции в исследовании проблемы воли и волевой регуляции // История российской психологии в лицах: дайджест. 2016. № 3. С. 67-89.
5. Боязитова И. В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.,1998. 21 с.
6. Бикметова А. К. Особенности эмоционально-волевой регуляции школьников при переходе из начальной в среднюю школу: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 27 с.
7. Божович Л. И. Онтогенез развития личности. М., Воронеж, 1978. 180 с.
8. Быков А. В. Генезис волевой регуляции: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2003. 43 с.
9. Быков А. В. Генезис волевой регуляции: монография. М., 2005. 248 с.
10. Быков А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учебное пособие. М., 1999. 168 с.
11. Дерябина В. В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.
12. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. 142 с.
13. Кирсанова В. Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 22 с.
14. Кунакова Н. Ю. Интегративная технология педагогической поддержки школьников младшего подросткового возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.
15. Медзуновская Н. С. Особенности изменения личностных отношений подростков под воздействием рекламы: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 28 с.
16. Остапенко Д. К. Вовлеченность в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019. 24 с.
17. Ризванова Е. В. Психологическая поддержка подростков и старших школьников в образовательном процессе: автореф. дис…. канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.
18. Рябов М. П. Представления подростков о последствиях употребления наркотиков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2017. 27 с.
19. Сидячева Н. В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 27 с.
20. Степанова Н. А. Интеграция эмоциональной, волевой и мотивационной сфер в процессе личностного развития младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 26 с.
21. Савченко Д. Д. Социально-психологические особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 27 с.
22. Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: автореф. дис. … докт. психол. наук. М.,1994. 38 с.
23. Шульга Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 1. С. 60-66.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 54

Лицензия Creative Commons