Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №1

Название статьи ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Авторы Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Шумский Д.А.
Серия Психологические науки
Страницы 36 - 54
Аннотация Цель. На основе изучения текстов научных статей, обзоров, диссертаций, интернет-ресурсов, посвящённых среднему профессиональному образованию (СПО), выявить основные проблемы его трансформации на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Процедура и методы исследования. Изучены более 100 научных источников, использован качественный и количественный анализ научных текстов: традиционный контент-анализ в сочетании с семантическим анализом по оригинальной экспресс-методике, основанной на авторской интерпретации результатов использования онлайн-программ свободного доступа на сайтах Адвего, Txt.ru, Istio.com и др. Методика включала фиксацию семантических показателей текста: объём, семантическое ядро, плотность, смысловая нагрузка, содержательность, гармоничность изучаемого понятия в тексте. Показатели прошли стандартизацию, что позволило сравнить социально-психологические аспекты решения проблем трансформации СПО на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Сравнение проводилось табулированием данных после онлайн-обработки текстов, выведения средних (m; δ) семантических показателей текстов, их стандартизации, применения t-критерия Стьюдента. Результаты проведённого исследования. Проведён социально-психологический анализ главных проблем СПО: качество подготовки выпускников; высокий уровень отсева обучающихся; инертность развития инструментов, увязывающих направления и специфику подготовки обучающихся и запросов рынка труда; низкий имидж; собственно социально-психологические факторы. Выделены доминирующие факторы трансформации СПО. На федеральном уровне решения проблем СПО наиболее важен фактор качества подготовки выпускников, а наименее значим социально-психологический фактор. Для региональных СПО - фактор несогласованности уровня подготовки в СПО требованиями рынка к специалисту. Для ведомственных СПО - собственно социально-психологический фактор в показателях: личность, группа, коллектив, образовательная среда, профессиональное общение, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие и др. Влияние доминирующих факторов значимо различается на р ≤ 0,01 по t-критерию Стьюдента. Теоретическая и практическая значимость. Представленные модель диагностики процесса трансформации СПО и экспресс-методика семантического анализа могут быть использованы для проведения мониторинга различных аспектов трансформации СПО, дальнейших эмпирических социально-психологических исследований.
Ключевые слова среднее профессиональное образование (СПО), трансформация, социальная психология образования, образовательный кластер, дуальное обучение, семантический анализ
Индекс УДК 19.00.05
DOI 10.18384/2310-7235-2020-1-36-54
Список цитируемой литературы 1. Авдеев Е. А. Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества // Всероссийский форум молодых ученых, Екатеринбург, 27-28 апреля 2017 г.: сборник материалов. Екатеринбург, 2017. С. 8-12.
2. Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.
3. Баранников К. А. Обзор современного состояния среднего профессионального образования в России (статистика и аналитические замечания) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 16-19.
4. Булгаков А. В. Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru (дата обращения: 01.02.2020).
5. Виноградов А. Г. Методический арсенал социально-когнитивной теории личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики: [сайт]. 2014. Т. 11. № 3. URL: https://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139104922.html (дата обращения: 01.02.2020).
6. Еронин А. О. Социально-психологические условия формирования позитивного имиджа среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 26 с.
7. Закотнова Д. В. Перспективы системы среднего профессионального образования в ходе модернизации социально-экономической системы современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 1 (138). С. 228-233.
8. Зязева О. Д. Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 2 (14). С. 53-57.
9. Ильин В. А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дис. … докт. психол. наук. М., 2009. 392 с.
10. Карпов И. В. Образовательно-производственный кластер как форма социального партнерства (Миасская модель) // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 7. С. 32-35.
11. Кашницкий И. С., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169-203.
12. Коллектив и личность / под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова. М., 1975. 264 с.
13. Крушельницкая О. Б., Орлов В. А., Сачкова М. Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (дата обращения: 19.01.2020).
14. Кустова Е. И., Казанская В. Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-1. С. 150-157.
15. Листвин А. А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 44-56.
16. Листвин А. А. Антиномии среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 110-114.
17. Максимов Г. Головой и руками. В России зафиксирован рост популярности среднего профессионального образования // ФедералПресс: [сайт]. URL: https://fedpress.ru/article/2164349 (дата обращения: 10.12.2018).
18. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 40 (216). С. 29-38.
19. Михайлов А. В. Социально-психологическая динамика первичной профессионализации студентов ССУЗ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2014. № 16 (702). С. 62-74.
20. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М., 2019. 272 с.
21. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне / В. А. Бурляева, И. В. Буркина, К. В. Булах, К. А. Чебанов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 349-351.
22. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. № 3. С. 27-40.
23. Рязанцева М. В., Смирнов В. М. Зарубежный опыт социального партнерства на рынке труда и в профессиональном образовании // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 9 (71). С. 125-134.
24. Сафонов А. О., Ащеулов Ю. Б., Остапенко Р. И. Опыт реализации дуальной модели обучения в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже // Госсоветник. 2018. № 3 (23). С. 24-31.
25. Сокирко А. В. Семантические словари в автоматической обработке текста: По материалам системы ДИАЛИНГ: дис. … канд. техн. наук. М., 2001. 114 с.
26. Трегубова Т. М. Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в отечественной теории и практике профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 57-64.
27. Тюрина Н. А. Кластер как форма интеграции образования и производства // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05). С. 92-98.
28. Ушаков А. А. Профессионализм педагога как детерминант повышения качества образовательных услуг в условиях конкурентоспособности системы среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 146-152.
29. Capsada Q. Preparing students for the future // Education Policy Outlook. 2015. No 17. P. 57-75.
30. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-сognitive theory of personality assessment // Personality and Social Psychology Review. 2001. No. 5 (1). P. 33-51. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0501_3
31. Education at a Glance 2014: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2014. 566 p.
32. Reducing early school leavers: Key messages and policy support. Education and Training, November, 2013, 46 p. // file:///C:/Users/User/Downloads/early-school-leaving-group2013-report_en.pdf. Дата обращения 01.02.2020.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 26

Лицензия Creative Commons